Александр Николаевич Оделевский

Александр Николаевич Оделевский  Родился 1 августа 1879 года, о чём в архивном фонде Казанской церкви с. Новинского Кинешемского уезда Костромской губернии в метрической книге за 1879 год имеется актовая запись  № 18 от 1 августа 1879г. о рождении и крещении сына Александра. Родители: Кинешемского  уезда Тезинского  сельского училища учитель Николай Иосифов Оделевский и его законная  жена  Елисавета Александровна Оделевская оба православного вероисповедания. Восприемники: с.Новинского Казанской церкви священник Иосиф Макаров Оделевский и его дочь, девица Прасковья Иосифова Оделевская. Таинство крещения совершал священник Иосиф Оделевский с дьячком Виктором Смирновым и пономарём Павлом Капустиным.

Окончил Костромскую духовную семинарию. Состоял учителем  Коршунской церковно-приходской школы Макарьевского уезда.   Рукоположен  в священники  к церкви   села Нежитино Преосвещеннейшим Виссарионом епископом Костромским и Галичским.  Состоял законоучителем  Кобылинского начального народного училища в 1905-1908 гг.     За усердную службу и доброе поведение Преосвещейнейшим Тихоном епископом Костромским и Галичским награжден набедренником.

                Состоял депутатом на Окружном и Епархиальном съездах в 1907-1908 гг. Служил полковым священником 20 стрелкового полка при штабе 5-й стрелковой бригады Первой  Русской армии, располагавшемся в г.Сувалки

 Был женат.   Мария Федоровна окончила  начальное народное училище. 

 В годы гонений был арестован и  10 марта 1930 года судебным заседанием тройки  ПП ОГПУ Иваново-Промышленной  области  был осужден по ст.58-10 УК РСФСР и приговорен  к 3 годам высылки в Северный край. Отбывал наказание в г.Мезень Архангельской области. Начало срока 20.02.1930г. Освобожден был 05 июля 1933 года  по отбытии наказания.  (Справка МВД России, приложение к №18/2220 от 18.03.2011г.).

На фотографиях:

1.Оделевские Александр Николаевич и Мария Федоровна с сыном Константином

2.Оделевский Александр Николаевич

3.Семья Оделевских в селе Нежитино

4.Оделевская   Анна Николаевна,ее супруг  Анатолий Дормидонтович Никольский, Вера Синицина, Лидия Калашникова, на руках Вениамин Оделевский

5.Оделевские Николай Иосифович и Елизавета Александровна

6.Эта фотография подарена А.Н.Оделевским будущей жене М.Ф Нагоровой в 1901 году с надписью на обороте «Несравненной Марии Фёдоровне от учителя Александра Оделевского на добрую память»

7.Письмо с фронта в сентябре 1914 года А.Н.Оделевского  священнику церкви с.Нежитино О. Порфирию Скворцову: «Ваше Высокоблагословение достопочтеннейший Отец Порфирий! Извещаю Вас, что по милости божий я жив и здоров. Имущество, оставленное в Сувалках и взятое в поход погибло. От семьи вестей давно не получал. Прошу передать поклон всем сельским. С почтением и благодарной памятью остаюсь. Бр.Св. Ал.Одел.»

8.Оделевский А.Н. 1914 год

9.Наперсный крест на Георгиевской ленте на груди Оделевского А.Н. Это  высокая награда для лиц духовного звания. Ею отмечали священнослужителей, совершивших подвиги при непосредственной опасности для собственной жизни.

10 и 11 - Проводы Оделевского А.Н. на фронт

СКВОРЦОВЫ

Скворцов Порфирий Андреевич, родился в с.Городище Ветлужского уезда в семье священника Андрея Скворцова.  В 1877  году окончил Костромскую духовную семинарию. Преподавал Закон Божий в духовном училище с вознаграждением 50 рублей  в год от земства. В 1898 году был награжден   серебряной медалью в память царствования императора Александра III. Имеет грамоту. Был священником Воскресенского храма с.Нежитино. Жена Александра умерла рано,  оставив ему троих  детей : сыновей Александра (1881 г.р.) и Николая (1883 г.), дочь Анну (1885г.р.).  Александр Скворцов 1881 г.р., состоял заштатным диаконом села Славино Макарьевского уезда. Работал на гражданской службе , был почетным потомственным гражданином города Новгорода. Николай Скворцов, 1883 г.р. . состоял священником с.Пагари Галичского уезда, с.Чуркино, с.Нежитино. Женат на Марии Ивановне Клярицкой. Имел троих детей.Анна Скворцова,1885 г.р. вышла замуж за преподавателя Новгородской духовной семинарии.

Отец Порфирий

Мой прадед о.Порфирий (Скворцов) , по словам моей покойной матери, вырос  в хорошей семье и выбрал себе путь священнослужителя. У Порфирия Андреевича с женой Александрой было трое детей: Николай, Александр и Анна. По стопам отца пошел сын Николай, который тоже стал священником. Это мой дед, 1883 года рождения . Он женился на Клярицкой Марии Ивановне (г.Юрьевец) 1885г.р. У них было трое детей: Антонина 1909г.р., Зоя 1911 г.р. и Николай 1915 г.р. Старшая Антонина , это моя мать, родилась она в погосте Погари Галичского уезда. Знаю, что жили они потом в с.Чуркино Юрьевецкого района в казенном доме от церкви. В 1922 году умерла моя бабушка Мария. Прадед - о.Порфирий жил и служил в с.Нежитино на другой стороне Волги, жил  в собственном доме, расположенном возле церкви. Он предложил рано овдовевшему сыну Николаю свое место и дом большой с 3-мя комнатами, кабинетом и кухней.  И о.Николай переезжает в с.Нежитино.  Старшая дочь (моя мать) Антонина  только окончила девятилетку,  и должна была стать учительницей. Но 10 марта 1930 году  Постановлением тройки при ПП ОГПУ по Ивановской промышленной области был осужден по ст.58-10 УК.  И приговорен к трем годам лишения свободы. А до этого, 20 февраля, когда о.Николай был в гостях у Оделевских, при нем забрали хозяина. Придя домой, он ждал своей участи. И точно за ужином за ним пришли и забрали. Описали все имущество, корову забрали. В их  хозяйство пригнали еще коров штук шесть, и велели дочерям о.Николая Антонине и Зое доить их.  Прибывшие оперуполномоченные строго наказывали молоко себе не брать, другой опер (были люди разные и на этих должностях) разрешил брать сколько нужно. Арестованных, в том числе и моего дела, увезли. Из воспоминаний моей матери (она умерла в 1982 году) понесла она тулуп отцу, кинула его в дровни и ее сразу же прикладом оттолкнули, не дали проститься с отцом. У него слезы ручьем, что детям будет тяжело. Антонину лишили прав гражданства, старого отца Порфирия выгнали жить  в баню, но он сначала еще где-то проживал, а потом вернулся, его поселили на   кухне своего же дома, а в доме жила учительница, там открыли школу. Вскоре о.Порфирий стал нищим. Просил подаяние, и умер в нищете. Дочери его Анне (жила в Ленинграде) писали письма, что отец ее нищенствует. Ответа не было. Видно боялась последствий. Отец Николай был сослан в Соловки (г.Кемь) Оттуда от него пришло одно письмо (оно не уцелело), в котором он сетует, что из-за него страдают дети, и что он молит Бога о смерти. Умер он 30 июля 1931 года. Дети отца Николая жили какое-то время у Одолевских (их дом не конфисковали), потом у родной тетки по матери - в Юрьевце у Магневицкой Елизаветы Ивановны. Мать мою Антонину Николаевну восстановили в правах гражданства после ее письма Сталину, где она написала, что они сами вели хозяйство без наемного труда, боронили, сажали и пололи. Пришел ответ: дети за отцов не отвечают и стала она учительствовать в Нововленском. Помогала, кроме того, ликвидировать неграмотность и вести бухгалтерию в колхозе. Колхоз давал муку, картошку и молоко. Моя тетушка Зоя Николаевна Скворцова , сначала, после ареста отца работала на Профинтерне. Там была немецкая лесопилка, и мокрый лес надо было подавать к пилораме, и опилки вовремя убирать. Все семь часов, мокрая до нитки была она на тяжелой работе. Потом работала в Юрьевце в профессиональном училище, а затем в госбанке. Брат их Николай работал в 14 лет в котельной (как сына врага народа его исключили из ФЗУ). Позднее уехал в Ленинград, учился и окончил университет. Сразу же ушел на фронт, где погиб летом 1942г.  Моя мать вышла замуж за кадрового военного Безрукова Михаила Федотовича (из бедной семьи д.Чакрыгино) который  окончил военное училище в Ленинграде, где и родился у них в 1936 г. сын Александр, а в 1938 в Москве родилась я, а в 1939 мой брат Юрий. В Москву переехала к нам сестра мамы Зоя, которая всю жизнь так и прожила с нами. Нас родители вырастили и выучили. Братья окончили техникумы, я - автотранспортный институт. Тяжелая жизнь была у родителей. Тетушка всю войну работала в Москве в госбанке и была донором. Отец служил на Большой Волге артиллеристом. Мать с нами эвакуировали в Юрьевец, где с небольшой охотой приютили родственники, боясь, что придут немцы.  

Нелли Михайловна Торчикова,

внучка о.Николая, правнучка о.Порфирия

 

Даниловский Александр Петрович

Даниловский Александр Петрович   был псаломщиком Нежитинского храма. В 1898  году  по окончании Макарьевского духовного училища  определен псаломщиком в село Мокроносово. В 1901 году был псаломщиком  Благовещенской цркви города Юрьевца.  В 1903 году был посвящен в стихарь . К 300-летию царствования Дома Романовых  1613-1913 гг. был награжден вызолоченной медалью.  Указом  Духовной Консистории 1905 года № 14771 перемещен на третью штатную псаломническую  вакансию в церкви села  Малышкина Буйского уезда с запрещением как  двоеженцу носить стихарь. Согласно прошению перемещен к церкви Нежитина в 1912 году. Двоеженец. Жена Фелицита  Васильевна (28 лет). Их дети:  Василий (1907г.), Валериан (1910 г.), Александр (1912г.) Анатолий (1914г.).

на фотографиях:

1.Паспорт Надежды Ивановну Даниловской (мать Даниловской Филицаты Васильевны) Личность и собственоручную роспись Надежды Даниловской псаломщической вдовы села Мокроносово Макарьевского уезда свидетельствую: Макарьевского округа села Мокроносова Преобженской….. (дальше к сожалению стерта запись)

2. Даниловский Петр  и Даниловская Надежда Павловна, с сыном 

  Александром   

3.Даниловские   Александр Петрович      и Филицата Васильевна

 4.Семья Даниловских: -Александр Петрович  и Филицата Васильевна 

Сыновья Василий, Валерьян, Александр,  Анатолий и дочь Елизавета

  5. Даниловские Александр петрович и Филицата Васильевна  

6.с.Нежитино (в кругу семьи)

О семье Молчановых

 Молчанов Андрей Федорович, псаломщик Воскресенской церкви села Нежитино

Федор Молчанов  окончил Макарьевское духовное училище, был послушником Н.Бабаевского монастыря, затем  стал псаломщиком Николаевской церкви села Хороброво. В 1885 году посвящен в стихарь. Был награжден памятной вызолоченной медалью к 300-летия Дома Романовых. С 1887 по 1888 был  псаломщиком  с.Камениково Юрьевецкого уезда, затем с Дороватово Ветлужского уезда. В 1893 году состоял на действительной военной службе. В 1894 году определен псаломщиком Преображенской церкви г.Кинешма, а в 1896 г. перемещен в Троицкую церковь г.Ветлуги. В 1912 году определен псаломщиком Николаевской церкви с.Хороброво Макарьевского уезда согласно его прошению. Жена - Елисавета Полиэктовна, сын  Николай (стал послушником Ипатьевского моастыря), дочь  Ольга.  

Иоанн Молчанов окончил Макарьевского духовное училище. После второго класса был определен в пономари к Николаевской церкви с.Зарайского Юрьевецкого уезда в 1880 году. С 1884 по 1888 гг. находился на действительной военной службе. Состоял в братии Троицко-Кривоозерской пустыни. В 1888 году посвящен в стихарь.  Перемещен в 1891 году в Ветлужскй район. Вне семейства имеет дочь Александру Ивановну, которая вышла замуж за псаломщика  из Ветлужского уезда.

Алексей   Молчанов родился в 1878 году в с. Нежитино.  Окончил Макарьевское духовное училище. Состоял псаломщиком Нежитинского храма с  7 июня 1896 по  7 января 1900 года.  В 1898 г. посвящен в стихарь. Имел собственный дом на церковной земле. С 1900 по 1903 гг. находился на военной службе. Имел грамоту. В семействе его жена Варвара Дмитриевна, окончила курс народного начального училища. В период служения в Нежитино было двое детей: Виктор и Надежда.

Александр Молчанов был священником в с.Гари Макарьевского уезда.

 

Духовный подвиг

священномученика Алексея Молчанова 

 

 настоятеля церкви села Валки Нижегородской области Лысковского района, уроженца села Нежитина. Значение его подвига в обретении современниками духовных  и нравственных основ жизни.

   О значимости поисков путей спасения и возрождения России.

Участие в исследованиях по историко-церковному краеведению в течение нескольких лет совместно с учащимися Нежитинской школы привело меня и моих учеников к выводу о том, что мы, люди сегодняшнего времени, ещё мало озабочены узнаванием и пониманием истории своей страны, своего народа, своего ближайшего исторического и географического пространства.

   Прежде чем рассказывать о конкретной личности священника Алексея Молчанова, моего земляка по месту рождения и месту служения его и его родных в разные годы в Воскресенском храме села Нежитина, хочу обратиться к важным историческим фактам, реалиям и размышлениям, касающимся судьбы и всей жизни Русской Православной Церкви. На соборе 2000 года в лике святых Русской Православной Церковью прославлено 1140 наших соотечественников, русских людей, живших с нами в одну историческую эпоху. Это больше святых, чем было прославлено в Русской Церкви за всю её предыдущую историю.

   На сегодня список прославленных новомучеников, исповедников и подвижников благочестия 20-го века насчитывает 1401 имя. Кровью мучеников созидалась Церковь Христа с первых веков христианства, также и Русская Православная Церковь, не так давно вышедшая из периода гонений и преследований. И очень хочется верить, что Русская Православная Церковь сегодня сможет осуществить духовное и нравственное возрождение нашего народа, так много потерявшего за 70-летние воспитание безверия, за период всевозможных нравственных потрясений основ жизни. 

   Узнавая историю жизни людей, пострадавших за веру, мы сможем приобщиться к делу возвращения их добрых имён, опороченных несправедливыми доносами и обвинениями. Об их подвижничестве в стоянии за веру православную необходимо знать и необходимо чтить их память сегодняшнему гражданину нашей страны, учиться у них нравственной крепости в стоянии за истину, верности своим убеждениям. Помнить и знать об этом  подвижническом периоде нескольких 

поколений наших предшественников нужно потому, что незнание порождает заблуждения, домыслы и неуважение к прошлому, становясь тормозом в восприятии опыта на путях дальнейшего развития нашего общества.

 

   

Об истории священника Алексея Молчанова, уроженца села Нежитина

 

Осенью 2011 года наши соседи ниже6городцы в день села в Нежитине передали нам, местным жителям, ксерокопию издания "АИФ-Нижний Новгород" №23 №27 за 2011 год, материалы которой: "Молюсь дедушке…" и "Подвиг священника" - стали для нас, верующих людей, сенсацией. Из этих материалов мы узнали о судьбе священника Алексея Андреевича Молчанова, уроженца нашего села.

 В статье "Молюсь дедушке" журналист Екатерина Мухина рассказывает о своей встрече с внучкой канонизированного священника Алексея Молчанова нижегородкой Ириной Новичковой.  В результате этой беседы выяснилось, что родственники канонизированного священника ничего не знали ни о его судьбе после ареста в 1937 году, ни о его канонизации на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году, пока не увидели в храме села Валки, приехав в храм помолиться, икону с ликом своего родственника. Внучка Ирина начала поиски с того, что в православной мастерской на Бору заказала себе икону с ликом своего деда, новомученика Алексея у художницы, подарившей икону храму в Валках.

 

Потом начались поиски сведений.

 

   Вот что рассказывает о судьбе Алексея Молчанова журналист Екатерина Мухина на страницах "АИФ-Нижнии Новгород" №23, опираясь на исследования внучки новомученика Алексея Ирины Новичковой: " В июне 1937 года на основании полученных в застенках показаний двух рабочих были арестованы священники Лысковского района. Их обвинили в поджогах домов, принадлежащих колхозникам. У следователя не было никаких доказательств их вины. Несмотря на пытки, арестованные стойко сопротивлялись оговору. 21 человек был приговорён к расстрелу и расстрелян. Именно по этому делу был арестован священник села Валки Лысковского района Алексей Андреевич Молчанов, не подписавший лжесвидетельства… Тогда, в сентябре 1937 года, пресвитеру Алексею Молчанову было 59 лет. Бабушка Ирины после ареста деда отправилась в Горький - в тюрьму, но там ей сказали, что Алексея Молчанова там нет… Где был расстрелян дедушка,  внучка так  и не смогла узнать… Два старших сына сразу после ареста отца уехали в Среднюю Азию, и связь с нами давно потеряна."

Далее в материалах журналиста Е.Мухиной рассказано о том, что дочери расстрелянного священника переехали в г. Горький и увезли мать к себе. Мама Ирины работала стоматологом. Ирину и её брата ни мама, ни бабушка никогда в Валки не возили, и икону с ликом отца, а для Ирины - деда, в храме села Валки увидела её тётя, Прасковья, старшая сестра матери Ирины, которая регулярно навещала храм в Валках. А Ирину с братом их мать часто водила в церковь, несмотря на атеистические советские времена, но только не в Валки. "В семье не было принято обсуждать своё происхождение", - говорит Ирина Новичкова.

Сейчас, когда Ирине написали с фотографии икону деда нижегородские православные художники, сотрудничающие с епархией, икона освящена в селе Валки священником этого храма батюшкой Сергием.

Перед иконой новомученика частенько стоит сейчас младший сын Ирины, восьмиклассник Георгий, рассказывает журналисту Е. Мухина. А сама Ирина говорит: "Я очень рада, что через прадеда он приходит к церкви. Подросткам вера очень нужна." 

В статье "Подвиг священника" с подзаголовком "Молчание привело к канонизации" восстанавливаются документальные подробности трагических событий, предоставленные представителями комиссии по канонизации при нижегородской епархии. Итак - рубрики:  "Виновным себя не признаю", "Под грифом "секретно", "Роковая "Р".  Предоставляю материалы дословно.

 

Виновным себя не признаю.

 

- Сан священника Алексей Молчанов принял в советское время, - рассказывает  председатель комиссии архимандрит Тихон Затёкин. - В 1930 -е годы Алексей Молчанов служил в Покровском храме в Саурове  Лысковского района Нижегородской губернии. Весной 1937 года отец Алексей из-за болезни на 60-м году жизни вышел за штат и переселился к дочери в Валки. В июле 1937 года иерей Алексей Молчанов в числе 21-го священнослужителя был арестован сотрудниками Лысковского НКВД за "участие в контрреволюционной церковно-фашисткой организации" и заключён в горьковскую тюрьму.

- На допросах Алексей Молчанов вёл себя очень сдержанно и стойко, - продолжает отец Тихон. - Он так и не признавал себя виновным… Стояние за веру христову священника Молчанова на следствии стало причиной его канонизации. Вместе с Алексеем Молчановым было канонизировано 5 священников из 21-го, проходивших по тому же делу.

 

Под грифом "секретно".

 

Главный вопрос, где захоронен священник Молчанов, так и остался без ответа. По документам иерей Алексей Молчанов был расстрелян 20 ноября 1937 года в 15 часов. Сведения о том, кто привёл приговор в исполнение и где захоронен священник, удалены из следственного дела.

- Точных мест расстрельных полигонов мы не знаем, - продолжает Ольга Дёгтева, секретарь Нижегородской Епархиальной комиссии по канонизации. - Региональное управление ФСБ сообщает, что все расстрелянные захоронены на Бугровском кладбище, но там физически нельзя закопать такое количество людей. Только по следственным делам священнослужителей в день расстреливали по 40-50 человек.

Всего с 1918 по 1937 год в Горьковской области было расстреляно 2500 священнослужителей, монашествующих людей и верующих мирян.

 

Роковая "Р"

 

В 1937 году была спущена разнарядка из Москвы, что все священнослужители подлежат расстрелу. Еще до вынесения обвинительного заключения в следственном деле ставилась буква "Р".

На территории Нижегородской области ходили слухи ,что якобы осенью 1937 года священников посадили на баржу ,а потом судно спустили вниз по Волге в сторону Васильсурска…И будто бы ,по воспоминаниям торговцев , стоящих за своими прилавками на пристани ,когда эта баржа проплывала мимо ,птицы собирали с прилавков продукты и несли на баржу…

…Но, оказалось, баржа с арестованными священнослужителями  под Васильсурском - это народный  вымысел. "На баржах могли перевозить заключённых в Варнавино - крупный лагерный пункт", - поясняет Ольга Дёгтева.

Кроме всего вышесказанного, в №23 "АиФ - Нижний Новгород" размещено досье следующего содержания: "Молчанов Алексей Андреевич родился в 1878 году в селе Нежитино Юрьевецкого района Ивановской области. Служил священником в селе Валки Лысковского района Нижегородской области.

Расстрелян 20 ноября 1937 года. В 2000 году на юбилейном архиерейском соборе священномученик пресвитер Алексей Молчанов вместе с 13 другими нижегородскими новомучениками, пострадавшими за православную веру, был канонизирован.

 

 "Вспомним поимённо"

 

Наряду с Алексеем Молчановым в 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе к лику святых были причислены следующие нижегородские священнослужители:

 - священномученик пресвитер Михаил Гусев,

- священномученик пресвитер Александр Курмышский,

- священномученик пресвитер Александр Крылов,

- священномученик пресвитер Александр Ильинский,

- священномученик пресвитер Михаил Адамантый,

- священномученик Диакон Вениамин Владимирский,

- священномученик Диакон Иоанн Мошков,

- мученица Елизавета Сидорова,

- священномученик пресвитер Николай Троицкий,

- священномученик пресвитер Павел Борисоглебский,

- священномученик пресвитер Павлин Старополев,

- мученик Александр Беляков,

 Мученик Николай Филиппов.

На этом можно было бы и закончить, но… в воспоминаниях Ирины есть ещё и такие слова: "Родные братья Алексея Молчанова также были священнослужителями - один в Костромской области, другой - в Ивановской."

Исходя их этого,  напрашивается продолжение истории Молчановых и их связей с Нежитинской землёй, как бы- исследование автора. Назовём его- "Документальные сведения о Молчалиных из  "церковной" книги о кадрах  духовенства и священнослужителей, а также воспоминания старожилов села Нежитина". Чудом, иначе не назовёшь, сохранилась изрядно потрёпанная книга из прошлого, в  которой есть  страницы под заголовком " О притче означенной церкви". Из этих страниц мне и удалось узнать дополнительные сведения о семье Молчановых.

Сначала -  об Алексее Молчанове, родившемся в селе Нежитине.  Итак - запись гласит: "…Состоял псаломщиком в с. Нежитене с 1896 по 1900 год.Сын псаломщика с. Нежитина Андрея Фёдоровича Молчанова. Образование- из 2- го класса Макарьевского духовного училища…С  7 января 1900 года по 1 сентября 1903 года находился на военной службе". Судя по записям, после службы в армии снова служим псаломщиком в храме села Нежитина. Имел награждения: в 1898 посвящен в стихарь. Имеет грамоту. Семья на период 1903  года: жена Варвара Дмитриевна- 21 год, сын Виктор - 1  год 11 месяцев, дочь Надежда 6- месяцев. Имеет собственный деревянный дом на церковной земле. О родстве- " брат заштатного псаломщика".

Его брат- Иоан Андреевич Молчанов- из 2 класса Макарьевского духовного училища, согласно имеющимся в церковной книге записям, был заштатным псаломщиком села Нежитина. А так же, в разные периоды жизни,- " в должности пономаря Николаевской церкви с. Зарайского Юрьевецкого  уезда". Находился в военной службе с 1884 по 1888 год.  Посвящён в стихарь.  Находился при церкви села Шани Ветлужского уезда. Состоял в числе братии Троицко- Кривоезерской пустыни. Вдов. В семействе у него дочь Александра 29 лет (на период 1903 года), за мужем за псаломщиком села Шани Ветлужского уезда.

Так же нашлись в этой книге сведения о ещё одном брате Алексея Молчанова Фёдоре Андреевиче  Молчанове,  втором псаломщике церкви села Нежитина. Запись за 1886 год гласит : "Второй псаломщик Фёдор Андреевич Молчанов , 46 лет, посвящён в стихарь в 1886 году. Имеет медно- вызолоченную медаль " В память 300-летия царствования дома Романовых 1613-1913 г.г." Жалования никакого от казны не получает. Происходит из духовного звания  означенного села /Нежитина /. Имеет на церковно- усадебной земле собственный  деревянный дом." Об образовании, служении, должностях записано следующее: " Из учеников Макарьевского  духовного училища. Был послушником Н.- Бабаевского монастыря до  определение на должность  псаломщика к церкви села Каменников Юрьевецкого уезда. Перемещён к церкви села Каменнников Юрьевецкого уезда. Перемещён к церкви села Дороватова Ветлужского уезда. Состоял на действительной  военной службе,  определён в псаломщики при Преображенской церкви  г. Кинешма. Перемещён на такую же должность к Троицкой церкви  г. Ветлуги. Определён псаломщиком к Николаевской церкви села Хороброва  Макарьевского уезда.

В 1915 году, согласно прошению, перемещён к церкви  с. Нежитина. Грамоту имеет. В военных походах  против неприятеля, в сражениях не был.

Семья (на период 1915 года) : жена Елизавета Полиевктовна или Полиевктова- запись не разборчива)- 42 лет. Дети их: Николай, родился в 1898 году,  состоит послушником Ипатьевского монастыря. Дочь- Ольга- 1909 года рождения".По воспоминаниям местных старожилов, в частности- Старовой Анны Андреевны,записанными при её жизни в 80-е годы, известно,  что Фёдор Андреевич Молчанов и его супруга Елизавета уже в немолодом возрасте оказались перед дверьми закрытого в Нежитине храма. Началась Великая Отечественная Война, и, бывало, когда он приходил к соседям по улице и те  предлагали ему поесть, что было у них, то обычно он просил: "А можно, я Лизе немножко отнесу".

Старики, не имевшие сил и возможности зарабатывать на жизнь, жили подаянием…Также,  по воспоминаниям, можно сделать вывод о том, что этот бывший псаломщик с. Нежитина, когда- то обучавший молодых прихожан церковному чтению, а, возможно, и регентовавший, в  свои очень преклонные годы доживал при Юрьевецком храме. Когда бывшие певчие  Нежитинского храма приходили в Юрьевец, в церковь, исповедаться и причаститься, поскольку  свой храм был закрыт, они обычно вставали на клирос, и тогда этот старенький седенький старичок  радовался, как ребёнок,  и с великой радостью повторял: " Нежитинские пришли,  Нежитинские пришли,  петь будут". Сейчас из "тех нежитинских" уже никого нет в живых, более 20 лет вновь открыл свои двери людям наш храм, встают молодые нежитинские на крилос  во вркмя служб, что является хорошим знаком предложения жизни в православной вере жителей нашего края. А о родословной Молчановых на нашей земле нет- нет и вспомнят те, чьи родители жили рядом с ними, ходили по одной общей дороге в родной всем Воскресенский храм.

Вот и вся история, которую мы узнали, вспомнили и поведали читателям нашей газеты с надеждой на то, что кто- то, прочитав этот материал, тоже вспомнит о ком- то, возможно,  незаслуженно забытом, и захочет поделиться своими воспоминаниями, тем самым сохраняя живую память о прошлом, без чего не может быть успешного будущего.

 

                                               А. Антонова, с. Нежитино

Священномученик Алексий, моли Бога о нас!

В первое воскресенье июня всей семьей они отправились в долгожданную поездку. Село Валки, где прошло детство Веры Николаевны Зиминой, расположено в прекрасном месте, на живописном берегу Керженца. Сейчас там проживает около  семисот человек. Валки украшает старинный деревянный  храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Он обшит тесом и покрашен в голубой цвет.

С замиранием сердца бабушка и внучка вошли под святые своды возрожденной обители.  Храм, основанный в 1870 году,  помнит всё: нашу историю, как приходили сюда други и недруги, как люди молились, плакали, благодарили Бога. Помнит храм и смиренного батюшку, отца большого семейства и доброго пастыря Алексия Молчанова. Он и сам когда-то вышел из большой священнической семьи, его отец Андрей Молчанов был дьяконом, происходил из Костромской губернии. Его братья, дьяконы  Иоанн и Федор, тоже посвятили свои жизни служению Богу.

- Мы вошли в храм и замерли, - рассказывает Алёна Зыкова. - Прямо на нас, с прекрасной живописной иконы внимательно и строго смотрел наш святой предок. Образ  священномученика Алексия Молчанова находится на самом видном месте. Бабушка сразу узнала родные черты. Когда деда  арестовали, ей было всего четыре года, но она запомнила его ласковое и теплое лицо. Мы тихо подошли к иконе,  слезы застилали глаза. 

- Священномученик Алексий, моли Бога о нас! - вот и всё, что мы могли сказать в ту благословенную минуту.

Священника Алексия Молчанова арестовали в июле 1937 года, обвинив в активной контрреволюционной деятельности. Об этом Алена  узнала на сайте Нижегородской митрополии. В тот год батюшке исполнилось  59 лет, он страдал сильными болями в спине. Когда сотрудники НКВД усаживали его в повозку, то казалось, что выносят на руках немощного человека. Дети долго смотрели вслед уезжающей двуколке, больше отца они не видели.

Оказавшийся в тюремных застенках, больной, едва передвигающий ноги,  священник перенес жестокие пытки, показав живую и действенную веру в Бога. Несмотря на угрозы, он стойко сопротивлялся оговору и не подписал лжесвидетельства. На допросах священник вел себя сдержанно и достойно, он так и не признал себя виновным. Стояние за веру Христову священника Алексия Молчанова во время следствия и  стало причиной его канонизации. Вместе с ним было канонизировано пять священномучеников. Всего по тому же делу проходил 21 священник.

- Где находится могила моего прадеда, мы не узнаем никогда, - говорит Алёна. - Тела расстрелянных "врагов народа" бросали в общие могилы, и никаких конкретных сведений по месту их расположения нет.  Да и не надо. Наш святой прапрадед смотрит на нас с иконы, он молится за нас, он жив. Пройдет немного времени, и икона новомученика Алексия Молчанова обязательно появится и в нашем доме, станет нашей семейной реликвией. 

Священномученик Алексий, моли Бога о нас, твоих внуках и правнуках, и обо всех, кто с верою обращается к Богу и Его святым угодникам.

 

Марина Бригатова. Фото автора. 

При цитировании ссылка (гиперссылка) 

на сайт Выксунской епархии обязательна

 

Священномученик Алексий

Священномученик Алексий родился 4 августа 1878 года в селе Нежитино Юрьевецкого уезда  Костромской  губернии в многодетной семье псаломщика  Андрея  Федоровича  Молчанова . Получив начальное образование в церковно-приходской школе, поступил в Духовное училище в уездном городе Макарьев на Унже, но на втором году обучения, в 1896 году, покинул его. В этот год скончался его отец, и Алексий занял его место псаломщика при нежитинском Воскресенском храме. 6 июня 1896 года его посвятили в сан чтеца (псаломщика) с правом носить в храме за богослужением стихарь.

Спустя несколько лет Алексий  Молчанов  был призван в армию. Прослужил он в качестве рядового с 7 января 1900 по 1 сентября 1903 года. Вернувшись на родину, он продолжил исполнять обязанности псаломщика.

После 1918 года Алексий  Молчанов  принял сан  священника , невзирая на то, что уже повсеместно шли гонения на Церковь и ее пастырей. Жили отец Алексий и матушка Варвара Дмитриевна в собственном деревянном доме, расположенном на церковной земле рядом с храмом. В период служения в Нежитине в их семье воспитывалось двое детей: сын Виктор и дочь Надежда. Здесь же по соседству проживали его родные старшие братья - Иоанн и Федор  Молчановы , которые также в разные годы служили при Нежинском храме псаломщиками, а в начале XX века числились уже за штатом.

В родном приходе отца Алексия, в селе Нежитино, до сих пор среди местных прихожан отмечается праздник "Мольба". Народное изустное предание гласит, что несколько столетий тому назад случилась на селе засуха. Начал гибнуть скот, заболевали люди, и народ обратился к Богу с мольбой об избавлении от напасти. Жители села дали обет отправиться в "палестины искать крест чудотворный", построить часовню и каждый год в это время молиться Спасителю. В тот же день обильный дождь напоил окаменевшую землю. Три года ходили братья Коршунские по святым местам и принесли в родное село большой двусторонний крест, на котором с одной стороны было изображено Распятие Христа, с другой - святитель Николай Чудотворец. Святыню поставили в центре часовни, но на следующее утро ее не нашли на месте. После долгих поисков крест обнаружили в Михайловском роднике - из прозрачной воды смотрел лик Христа. Так повторялось три раза, и сельчане решили перенести часовню на то место, где трижды ими была обретена святыня.

 Михайловская часовня простояла до середины 1970-х годов, но, по распоряжению местных властей, ее все-таки снесли в последнем порыве гонений на Церковь. Правда, чудотворного креста там уже не было, его приходилось прятать по домам. Теперь он находится во вновь освященном Воскресенском нежитинском храме. В 1930-е годы, когда стали закрывать этот храм, чтобы использовать его под машинно-тракторную мастерскую, местные прихожанки, простые женщины, встали вокруг него живой цепью и не пустили в храм. Женщины приходили с узелками, в которых была еда и теплые вещи, и стояли неразрывной цепью дни и ночи, сменяя друг друга. Храм спасли от поругания, руководство колхоза отступило, но его все-таки закрыли.

В 1930-е годы отец Алексий  Молчанов , имея четырех взрослых детей, служил в Покровском храме в селе Саурово Лысковского района Нижегородской губернии.

В феврале 1936 года отец Алексий был арестован по доносу за сокрытие мелкой разменной монеты, но после уплаты штрафа был освобожден. 24 февраля 1936 года начальник районного отделения НКВД допросил отца Алексия, задав ему следующие вопросы:

- Скажите, откуда у вас оказалась серебряная монета и почему вы ее не сдаете в банк для оборота.

- Собралась у меня серебряная монета за работу по службе в церкви. Не сдавал я потому, что ее мало кто брал, в банк сдавать не приходилось, в кооперацию редко даже брали такую мелочь по 10, 15 и 20 копеек. Таким образом, у меня накопилось более 1000 рублей. Я считал, что это все равно советские деньги и поэтому не обращал внимания.

- Почему вы своевременно не уплатили следуемые вам платежи?

- Следуемые с меня как с культслужителя платежи: культсбор, налог - я уплачивал своевременно и в данный мне срок <…>

- Скажите, у вас производится регистрация браков, умерших и других треб населения и почему вы это делаете?

- Лично я для своей церкви веду регистрацию браков, смертей и крещения. Запись веду, потому что вышестоящее духовенство это требует. Кроме того, для себя это необходимо, чтобы иметь какую-либо справку: официальных книг у нас нет, но роспись производится по тетради и без всякого оформления, т. е. выдачи каких-либо справок населению.

 Весной 1937 года, на шестидесятом году жизни отец Алексий вышел за штат по причине болезни и переехал из села Саурово на жительство к своей дочери в соседнее село Валки. После этого здесь стал служить престарелый протоиерей отец Михаил Бетин, которого также впоследствии арестуют и расстреляют осенью 1937 года.

26 июля 1937 года он был арестован сотрудниками Лысковского НКВД и заключен в  горьковскую   тюрьму . Младшая дочь отца Алексия, которой было всего восемь лет, хорошо запомнила, как арестовывали ее отца. Престарелого  священника , у которого болела спина, вывела на крыльцо матушка Варвара, и он облокачивался на подушку, которую сзади поддерживала супруга. Со стороны казалось, что она просто выносила на руках немощного человека. Потом дети долго смотрели вслед уезжающей двуколке. В августе 1937 года отцу Алексию исполнилось 59 лет. Потом матушка Варвара, как и сотни других жен арестованных, приезжала в город Горький, узнать о судьбе своего мужа, но в городской  тюрьме  ей сказали, что Алексея  Молчанова  у них нет. Сразу же после ареста отца два старших сына  священника  уехали подальше от бдительности НКВД в Среднюю Азию, а жена и дочери остались жить в Валках.

Арестованный Алексий  Молчанов  находился в  камере  под номером девять. 27 июля 1937 года состоялся его первый допрос.

- В анкетной части протокола вы показали, что в 1936 году подвергались обыску. Вам известно, кто производил у вас обыск?

- Обыск производил сотрудник лысковской милиции, фамилию его я не знаю.

- Причина обыска вам известна?

- Да, известна. В 1936 году я отказался от уплаты госналогов в сумме 500 рублей, за это сельский совет у меня произвел опись имущества. В момент описи имущества у меня было обнаружено мелкой серебряной монеты советской чеканки в сумме одна тысяча сто рублей. После этого члены сельсовета сообщили об этом в РКМ, откуда пришел сотрудник милиции, произвел обыск, и деньги были изъяты.

- С какого времени вы стали собирать мелкую разменную монету?

- С 1932 года и собирал до 1936 года.

- Собирая мелкую разменную монету, вы имели контрреволюционную цель?

- Нет, контрреволюционной цели я никакой не имел.

- Вы знали о том, что скрытие мелкой разменной монеты преследуется законом?

- Да, знал. В 1930 году за скрытие мелкой разменной монеты был осужден староста церковный Краев Алексей Петрович.

- Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Следствие предлагает вам рассказать правду.

- Контрреволюционной деятельностью я не занимаюсь.

 Через три месяца заключения под стражей в спецкорпусе  горьковской   тюрьмы , 3 ноября 1937 года, отца Алексия допросили вновь. Во время допроса следователь пытался добиться от  священника  признательных показаний.

- Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-фашистской организации. Признаете ли вы это?

- Виновным себя не признаю.

- Следствию известно, что вы проводили антисоветскую агитацию, направленную на подрыв советской власти. Что вы на это скажете?

- Агитацией я никогда не занимался и в организации не состоял.

- Вы скрываете свою вражескую работу. Следствие располагает конкретными фактами вашей контрреволюционной деятельности, будете ли вы говорить правду?

- Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил и об антисоветской деятельности рассказать ничего не могу. Следователь продолжал настаивать на признании.

- Следствию известно, что вы завербованы в контрреволюционную церковно-фашистскую организацию благочинным Никольским Валентином Ивановичем. Дайте правдивые показания.

- Я отказываюсь давать показания, так как я никогда контрреволюционной деятельностью не занимался и с Никольским на политические темы не говорил.

11 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила  священника  к расстрелу. Иерей Алексий  Молчанов  был расстрелян 20 ноября 1937 года.

Память сщмч. Алексия 20 ноября

                                               Вознесенский Печерский мужской монастырь

 

Арестованный из камеры №9

 

На Лысковской земле немало мест, где при земной жизни творили богоугодные дела священники и монахи, ставшие впоследствии святыми. Всем известен святой Макарий Желтоводский. И были другие, те, кого мы пока мало знаем, но которых нельзя забывать, - их надо чтить.

У этой иконы во Владимирской церкви села Валки Лысковского района всегда много прихожан. В лике святого, который, кажется, сквозь свет церковных свечей видит душу человека, местные жители узнают своего земляка. В теперь уже далекие от нас 1930-е годы на Лысковской земле, в Покровском храме села Саурова, служил священнник Алексий Молчанов. Его жизнь трагически оборвалась в 1937 году - он был расстрелян по надуманному обвинению. В 2000 году священномученик Алексий на юбилейном Архиерейском соборе был канонизирован вместе с другими нижегородцами, пострадавшими за православную веру. С семейной фотографии православными художниками была написана икона святого.

По стопам отца

Об отце Алексии все говорят с теплотой.

- Он и при жизни светлым был, добрым, - говорит о священнике его внучка по отцовской линии Елена Маслова. - Мне о дедушке много рассказывал мой отец Виктор Алексеевич. Бывало, говорит, собираются люди в храм на литургию - и первым делом перед службой, едва завидев его на улице, спешат к батюшке: кто с радостью, что свадьба скоро в семье, а кто и с печалью какой. Знали, что отец Алексий всегда выслушает, поймет, проникнется людскими заботами. И сразу легче на душе становилось. Знаете, он ведь многим валковцам как родной был. И такое отношение к прихожанам сумел передать моему отцу.

Молчановы - род священнослужителей. Отец Алексея Андреевича был священником в Юрьевецком уезде Ивановской губернии. В 1858 году император Александр II, путешествуя на пароходе по Волге, сделал небольшую остановку в Юрьевце. Вместе с местным купечеством, сопровождавшим императора и знакомившим его с уездными достопримечательностями, был и отец Андрей. Уже покидая город, государь за внимание к царской семье и интересную, как бы теперь сказали, экскурсию пожаловал священнику памятную медаль. Два родных брата отца Алексия Молчанова служили священниками в Костромской и Иваново-Вознесенской губерниях.

- И матушку себе, мою бабушку, он нашел в семье священника, - продолжает Елена Викторовна. - Было это в Ивановской губернии - дед-то мой родом с этой земли, из села Нежитина Юрьевецкого уезда. Долго он присматривался к Варваре, дочери отца Григория Предтеченского, священника церкви в честь Преображения Господня в селе Пучеж. В ту пору девушке было 16 лет. Отец рассказывал, что она была русоволосой, красивой и самостоятельной. Для современной молодежи такой возраст - что детство, а тогда считалось - взрослее некуда.

Ближе познакомиться с будущей супругой отцу Алексию помог случай. Во дворе дома отца Григория Предтеченского бил ключ. Местные жители стали замечать, что вода из него исцеляла от многих болезней. Кто-то излечивался от болей в спине, у кого-то улучшалось зрение. Встал вопрос о том, что надо этот ключ освятить. Алексей Молчанов помогал отцу Григорию при совершении чина освящения. Алексей и Варвара там и встретились взглядами - и вскоре стали молодой семьей. После этого начался для Алексия путь священника. До того времени он двенадцать лет служил псаломщиком.

Быть на стороне простого человека

После женитьбы священник Алексий Молчанов был направлен в Пермскую губернию, в город Нытву. Служил в храме в честь иконы Божией Матери "Одигитрия", построенном в XVIII веке и действовавшем даже в годы советской власти. Революция 1917 года и последовавшая за ней братоубийственная гражданская война стали серьезным испытанием для священника. Репрессии со стороны советской власти начнутся потом. Тогда же, в 1920 е, слова "власть сменилась" были явлением обычным. Жестокость в отстаивании будущего России в равной степени проявляли и "красные", и "белые".

- Мой дед всегда был на стороне простого человека, где бы ни служил, - и на Урале, и потом здесь, в соседнем с Валками селе Саурове, - рассказывает Елена Маслова.

В 1920 году в один из осенних дней в Нытве произошла трагедия. К городу прорвались отряды адмирала Колчака. Отец Алексий как мог пытался не допустить кровопролития. С иконой и молитвами он вышел к командирам колчаковцев. Но те лишь пришпорили коней и понеслись галопом по улицам города. В тот день бойцы штурмового отряда зарубили шашками и закололи штыками более сотни пленных красноармейцев и местных жителей.

Позиция христианина, для которого главной ценностью была человеческая жизнь вне зависимости от политических предпочтений, всегда притягивала к отцу Алексию людей, которые нуждались в поддержке и помощи.

- Уже в Горьковской области, в селе Валки, он, считайте, спас одну девушку, - продолжает Елена Маслова. - Разное в жизни бывает. Случается, что и родители чужими становятся, и близкие отворачиваются. А жить-то надо. Односельчанке деда идти было некуда. Не помирать же человеку с голоду и под открытым небом! Так и поселилась в доме отца Алексия девушка, ставшая ему дочерью.

Каток репрессий

В 1930-е годы безжалостный каток репрессий докатился до села Валки. Летом 1937 года следователи НКВД арестовали нескольких лысковских рабочих. Пытками и истязаниями добились от них нелепого признания в том, что священники причастны к поджогу домов колхозников и к другим преступлениям. Ничего кроме оговоров у следствия не было. Но репрессивная машина уже набирала ход. Священники, в числе которых был и отец Алексий Молчанов, вины своей не признали и не подписали лжесвидетельств. Но это не остановило намерения властей - священники были приговорены к расстрелу.

К тому времени отцу Алексию было 59 лет. У него очень болела спина и сидеть он мог, только подкладывая подушку. В дом к больному и немощному человеку бесцеремонно ворвались конвойные. Несмотря на слезы жены и детей, в одну минуту затолкали его в телегу и увезли в неизвестном направлении.

- Думали, что его отправили в Горький, но родственникам правды о том, где находился отец, тогда не сказали, - рассказывает Елена Маслова. - Потом я слышала, что деда вместе с другими священниками отправили в Москву и там расстреляли. До сих пор мы не знаем, где похоронен Алексей Андреевич Молчанов. Так хотелось бы побывать на его могиле и поклониться!..

Лишь в постсоветские годы, когда уже были рассекречены следственные документы, стало известно о последних днях жизни священника. Из документов следует, что после ареста сотрудниками Лысковского отдела НКВД священник Алексий Молчанов был заключен в горьковскую тюрьму.

Арестованного поместили в камеру под номером девять. Начались многочасовые изматывающие допросы с абсурдными обвинениями от "сборов мелкой разменной монеты с контрреволюционной целью" до участия в "церковно-фашистской организации".

Оборвалась земная жизнь священника 20 ноября 1937 года.

                                                                                                            Игорь Чистяков

              Опубликовано в № 10(70) газеты "Ведомости Нижегородской                     митрополии" за май 2015 года (с. 11) в рамках проекта конкурса "Православная инициатива - 2015".При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

 

Озеров Алексей Алексеевич

 Алексей Алексеевич родился в 1876 году в г.Галиче в семье диакона Алексея Платоновича и   Натальи Ивановны.  В 1899 Алексей Платонович умер.  Наталья Ивановна  получила из сумм Святейшего Синода  единовременное пособие в размере 50 рублей. Она состояла просвиропекой в  храме и получала от церкви 7 рублей и от слав Рождественской и Пасхальной до 15 рублей. Получала еще за сбор по приходу  зерновых, масла,  шерсти, льна. На иждивении Натальи Ивановны находилась внучка умершего псаломщика храма с.Исаково Ивана Розова- Екатерина, 18 лет, которая обучалась в шестом классе  Костромского епархиального женского  училища. Екатерина Розова находилась на половинном  казенном содержании. Пособие из Попечителсьтва в 1908 году получила в размере восемь рублей. Алексей Алексеевич Озеров к тому времени окончил Макарьевское духовное училище. По выдержании экзамена на штатного диакона, определен   к церкви села Нежитино  штатным диаконом в 1896 году.  Алексей Озеров  читал закон Божий  в Савинском начальном  народном училище с вознаграждением 50 рублей в год за за труды  от Земства. Был награжден грамотой и     вызолоченным  крестом   к 300-летию Дома Романовых 1613-1913 гг. Женат был на Александре Ивановне. Рядом с церковью был дом Озеровых.   Их дети: Клавдия 1899г.р, Борис 1900 г.р., Александра 1901 г.р., Николай 1903 г.р., Екатерина 1904 г.р., Валентина 1909 г.р., Анна 1912 г.р., Нина 1914 г.р.

Рубинский Евгений Васильевич

Псаломщик Евгений Васильевич Рубинский  родился в семье псаломщика села Нежитина Василия Рубинского.  Из приготовительного класса Макарьевского духовного училища  был  рукоположен в псаломщики. С 1883 по 1887 гг. состоял на военной службе.  В 1889 году был посвящен в стихарь . 20 марта 1893 года определен штатным псаломщиком  к сей церкви .  Имел грамоту. Был дважды женат. От первого брака имел дочь Серафиму. Вторым браком был женат  на Анне Ивановне, которая была грамотной, окончила курсы Юрьевецкого приходского училища. У них родились дети: Александра (1889г.р.), Мария (1903 г.р.), Антонина (1904 г.р.) ,  Лидия (1908 г.р.), Николай.Евгений Васильевич тяжело болел и умер в лечебном заведении. Анна Ивановна овдовела в 43 года. Получала на детей пособие из Попечительства. С 1911  года за службу мужа была назначена пенсия 33 рубля в год. По должности просвиропеки 12 рублей в год.  На церковной  усадебной земле  имели дом.

Лицов Сергей Алексеевич

Родился в 1891 году,  д.Ручьи Юрьевецкого уезда,   русский; священник Вознесенского храма.     В 1930 году был ограничен в  имущественных правах в административном порядке по политическим мотивам. Арестован 17 апреля 1931 года. 20 июня Постановлением Тройки  при ОГПУ по Ивановской промышленной  области по ст.58-10 УК РСФСР и выслан в Казахстан сроком на три года.01 октября 1937 г.- расстрелян.18 октября 1991 года реабилитирован.
Божий промысел в нашем исследовании сопутствовал нам с удивительным постоянством. В тот момент, когда мы завершали работу и сетовали, что у нас недостаточно свидетельствований от живых свидетелей того времени, к нам поступил телефонный звонок из поселка Любимовка с левобережья Унжи. Звонила Комиссарова Людмила Сергеевна, родная дочь последнего священника Вознесенской церкви - Лицова о.Сергия. Она сообщила нам, что ей 82 года, что она хочет поделиться воспоминаниями о своем отце и жизни их семьи. У неё это желание появилось тогда, когда она узнала, что мы занимаемся историко-церковным краеведением. Оставшись с девятилетнего возраста сиротой (мать умерла, когда Людмиле было шесть лет), она всю жизнь хранила в своей памяти воспоминания детства, воспоминания о храме, о трагедии семьи священника, в которой она родилась и так мало жила. Семья Лицовых,  отец Сергий и матушка Александра Ивановна, с  детьми  приехали в село Вознесение на жительство из д. Жуковка, что недалеко от г.Юрьевца. Гонения на священнослужителей носили в то время массовый характер.  По политическим мотивам в 1930 году отец Сергий в административном порядке был ограничен в  имущественных правах , а  17 апреля 1931 года  арестован.  В этом же году  20 июня  Постановлением Тройки  при ОГПУ по Ивановской промышленной  области был признан виновным по ст.58-10 УК РСФСР  и выслан в Казахстан сроком на три года.Пока он был в ссылке,   умерла матушка Александра, оставив сиротами  детей.    Отец Сергий вернулся из ссылки, но  тут закрыли храм. В 1936 году о.Сергий уже не крестил в церкви, крестил на дому, у сторожа в Сокорнове. В 1937 году Лицова вновь арестовывают в городе Юрьевце, куда он ездил по делам.. Семья Лицовых оказалась  на улице, без средств к существованию, отобрали всё до последней ложки.   Папины  друзья отвезли семью к старикам Панфиловым в Волошново. С благодарностью и сердечной любовью   вспоминала Людмила Сергеевна тех людей, которые заменили  ей родителей.   Воспитателями и кормильцами  стали  "старики Панфиловы", как их называли в деревне: это  Осип Васильевич Панфилов и его две сестры - Мария и Наталия,   жившие одной семьёй, своих семей у них не было.   Надо сказать, что к Панфиловым всегда ходили люди,  молились, получали исцеление от болезней и душевных расстройств. Всё это делалось с помощью молитвы и поста, к которым они прибегали.   Но случилась новая беда -    стариков Панфиловых сослали на пять лет в Мариинские лагеря за то, что к ним люди ходили молиться.  Когда началась война, они были в лагерях.  Ссылка закончилась, а они никак не могли выехать оттуда. Бабка Марья доехала до Свердловска и два года рабоала там в лесу. А дедко,  как звала их Людмила, был в Бийске… Они пришли домой уже в конце войны. Оба брата были участниками великой Отечественной войны, Михаил (1912 г.р.)воевал на Юго-Западном фронте танкистом, был ранен, горел в танке, лечился в госпитале и остался жив. Геннадий (1919г.р.)  вернулся с войны с Дальнего Востока, дожил до глубокой старости в с.Ковернино Горьковской области.В годы войны   было невыносимо тяжело, питались за счет огорода.  Приписав себе лишние годы, девочка Люда пошла работать в колхоз. Как и все подростки, она выполняла непосильные работы: валили и сплавляли лес, пахали, запрягая быков. Но за работу  не платили, отмечали "палочками" трудодни. После войны возвратились бабушка с дедушкой. В 1956 году Людмила вышла замуж за Владимира Ивановича Комиссарова. Жили они хорошо, родилось двое ребятишек. В тридцать восемь лет стала вдовой.   Дети выросли, получили образование.Но нет покоя душе, пока нет храма рядом. И вот, в Любимовке, где проживает Людмила Сергеевна, всем миром построили храм. 


 (По материалам Мануила Веретяка и Юлии Смирновой)

 

на фотографии семья стариков Панфилов изд.Волошново: Осип Васильевич, Наталья Васильевна, Мария Васильевна и их помощница Пашенька

Лебедев Александр Александрович

      о. Александр Лебедев, приехал в Нежитино после   арестов священников Нежитинского и Вознесенского храмов. И так уж получилось, что именно он  стал последним священником перед закрытием  Нежитинского храма.   До начала гонений на Церковь о. Александр со своей семьей служил в селе Покровском на Письме недалеко от г. Буй. Храм был разрушен и не восстановлен.Семья была большая, шестеро детей, а жить им  было негде. И вот  всей церковной двадцаткой  решили строить ему церковную сторожку. Но , в те времена было  весьма сложное отношение к церковнослужителям и потому  сельсовет не дал земли под строительство домика. Вот тогда и решили строить на церковной земле, у самой церкви.   Отец Александр прослужил недолго. Местная власть осуществляла политику государства того времени,направленную на уничтожение веры. Одним из методов борьбы был метод обложения духовенства непосильными налогами. Такому воздействию был подвергнут о.Александр Лебедев. В течение двух осенних месяцев 1940 года он дважды облагался крупными размерами налогов. Накануне храмового праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы он вынужден был отказаться от службы в храме, хотя верующее население пришло в этот день в церковь. От переживаний он заболел, его парализовало. Семья стала готовиться к отъезду,  чтобы выжить.   Осознавая безысходность своего положения  они погрузили вещи на телеги и матушка Фаина Васильевна, проезжая мимо прихожан, которые вышли на улицу их проводить,  протягивала   церковные книги и иконы, надеясь, что народ сохранит святые книги и лики, но никто не посмел взять из ее рук это богатство. Доносы на верующих были тогда в ходу. Отец Александр не мог ехать с семьей из-за болезни. Его  приютили чужие люди. Через некоторое время тяжело больной священник скончался.Похоронили о.Александра на деревенском кладбище, у стен закрытого и разоренного храма.

на фотографии

отец Александр в кругу семьи

о.Александр

о.Александр с матушкой Фаиной Васильевной и детьми

о.Александр Лебедев с притчем

на общем фото в середине (в платке) мать о.Александра

Нина Александровна Красильникова (Лебедева)

Александр Александрович Лебедев

матушка Фаина Васильевна

Николай Александрович  Лебедев

Василий Александрович Лебедев

Михаил Александрович Лебедев

Николай Лебедев и матушка Фаина Васильевна

Семья Лебедевых, внизу справа - дочьНина

Кузьмин Дмитрий Никитич

Жили Кузьмины справно, имели свою пасеку. Трое ребятишек и жена помогали отцу  вести хозяйство.  Дмитрий Никитич состоял в церковной двадцатке. Человек старых правил, глубоко верующий , не понимал прихода новой власти, как и создания колхозов. Когда стали создаваться колхозы, ему было пятьдесят четыре года и он  не верил в светлое будущее коллективной собственности, считая, если все "ничье", то и спросить будет не с кого. Но жене велел вступать в колхоз.  В месте с детьми  тянула жена колхозную лямку, как когда-то тянули бурлаки  баржи богатеев. Работали много, а денег не видали. Трудодни оказались  призрачными. Только палочки рисовали в книжке колхозника.Наступил 1937 год. Сегодня этот год известен в истории России.Пришла весна.  У православных  -  Вербное воскресение .  Дмитрий Никтич  вышел из храма в приподнятом настроении, казалось, что ни что не может омрачить праздник.   Но тут подошли двое в штатском, показали какой-то документ, препроводили к саням и повезли в Юрьевец. Лошади  не спешили, словно давали возможность проститься. Проезжая мимо дома, Дмитрий Никитич встал на колени, снял шапку, перекрестился и сказал: прощайте, мои любимые горы, пасека и родной дом!В милиции следователь подсказывал ему, мол, напиши, что отрекаешься от Бога, а потом езжай домой и верь себе, сколько хочешь! Но это не помогло.Тогда другой следователь,  дъявольской  породы, схватил плетку и стал избивать старика, приговаривая: я из тебя всю дурь выбью. Забил бы до смерти, но Дмитрий Никитич  сказал: "Хоть к стенке ставьте и стреляйте, но я от Господа Бога не отрекусь!".Знаменитая  судебная "тройка" осудила Кузьмина и приговорила в пяти годам  на выселки в Архангельскую область. Был там с ним  дружок из Николы Макарьева, дъячок Арсений.  Когда Арсений отбыл свой срок, приехал он к жене и детям  Дмитрия Никитича. Печален был его рассказ о том,  как  долгих четыре года  мучился в Архангельской губернии их муж и отец,  и не выдержав всех тягот,  помер.  Арсений сам  схоронил  Дмитрия Никитича.  Вскоре и дъячок Арсений помер.

"Помещик" Матвей Флягин

Несколько лет назад пресса разнесла по всей стране известие, что сгорела средняя школа в селе Нежитино под Макарьевым. Начался массовый сбор средств на постройку нового здания. Однако не всем известно, кто и как построил до революции большой деревянный дом, в котором потом и была эта школа. Редко встретишь на костромской земле места сколь живописные, столь и плодородные, как здесь, на этом нежитинском полуострове. Со стороны Унжи все деревни стоят на горах, утопая в зелени. Река внизу разлилась на многие километры, сверкает на солнце в ясный летний день. Медленно идут вдалеке сухогрузы, иногда пролетают скоростные суда, смотришь на них с огромной высоты: они не больше ногтя на мизинце. По деревням проходит старинный макарьевско-юрьевецкий тракт. Теперь он здесь уходит в воду. Дальше - разлив, зеленеют острова, покачиваются на волне рыбачьи лодки. С другой стороны полуострова нежитинские земли омывает Немда. Берега здесь низинные, и деревень совсем немного. Но люди их еще не оставляют.Однако в середине полуострова некогда добротные, красивые деревни совсем зачахли, и живут в них, где один, где два пенсионера. А иные деревеньки и совсем брошенные стоят. Я здесь много километров пешком исходил. И наткнулся однажды на маленький, оставленный людьми мирок. Заброшенность его потрясла бы, наверно, самого черствого человека. В душный полдень воздух был наполнен ароматом разнотравья. В брошенных садах стояли ягодные и фруктовые деревья с плодами. Тут и там виднелись малинники. Залез в один - крупные запашистые рубиновые гроздья малины свисали надо мной. Поел. Вот бы сейчас водички колодезной попить. Увидел неподалеку покосившийся навес с большим колодезным колесом. Подошел, заглянул вниз - все заросло бурной растительностью. Побродил по оставленной деревне. Заглянул в один двор. Ворота с пятиугольным орнаментом распахнуты настежь. В избе стоит горка, скамья и кровать. Крыша над просторным сенником провалилась, один край висит. Гляжу, столик стоит с точеными ножками, рядом лежит воробина от ткацкого станка, колесо от телеги, деревянное корыто, кадки, вилы, полозья от саней. Полный разгром, словно Мамай прошел. В других избах то же самое. На краю деревни остановился на зеленой лужайке. Дом заинтересовал. Большой, крепкий, с великолепными резными наличниками, только стекол в окнах нет, и дверь висит на одной петле. На фронтончике прочитал надпись: "Мастеръ Иванъ Васильевич Федотовъ, 1899 годъ". Значит, дому этому свыше ста лет. Я потрогал бревна. О! Они еще столько же простоят. А откуда-то из-за леса ветерок приносил запах свежескошенных трав... Тогда же узнал на центральной усадьбе, что это деревенька Сивково, а дом, который на совесть сделал мастер Федотов, принадлежал крестьянину Федору Сафанеевичу Флягину. Дочь его, Надежда Федоровна, и по сей день еще жива, живет в одиночестве, уединенно. Замкнутость ее и от возраста, и от пережитого - маленькая деревенька, где она коротает последние годы, укрывает ее от разных любопытных глаз. О ее брате, Матвее Федоровиче, я узнал случайно. Как-то поинтересовался, кому раньше принадлежал двухэтажный дом,'в котором сейчас находится средняя школа. А мне отвечают: "Помещик здесь жил. Флягин..." Насколько мне известно, помещиков в этой стороне никогда не было. Спросил о Флягине у старожилов. Те брови хмурят: "Да какой он помещик. Из крестьянской семьи. Руки хорошие имел да голову. Помним мы Матвея-то. Красивый, вежливый был. Самостоятельный. Деньгами не сорил, счет копейке знал. Добрая крестьянская хватка у него была. Ушел из родного дома и стал строить свой в Нежитине. На верхнем этаже хотел с семьей жить, а внизу думал магазинчик открыть. Сам, своими руками дом строил. Жена его, Серафима Ивановна, песок носила на крышу для тепла, ну и малость надорвалась: потом детей не было. А может, и к лучшему это..." "А почему к лучшему-то?" -поинтересовался я. "Да как сказать? Забрали их обоих и по пять лет каждому дали". "За что?" "А Бог его знает. Признали кулаком. У него дом строится двухэтажный. Хозяйство приличное. Значит, кулак. Кто так считал-то? А те, у кого за душой ничего не было. Кто работать не хотел. У нас в деревне Гришка Худяков комбед возглавлялПридешь к нему за печатью, он с печи слезает в грязных подштанниках, хлопает на бумагу этой своей печатью - и снова на печь. Курил да пил, и проку от него никакого. А этот мужик, говорят, с утра до позднего вечера весь в делах был. Несправедливости-то ведь много было тогда..." Одна старушка вспомнила, как еще девчонкой пришла вечером в церковь. Смотрит, а Матвей лежит на полу затихший, изредка вздрагивая всем телом. Спросила, что с ним. А он поднялся на колени, молится и говорит каким-то не своим, затравленным голосом: "Чувствую, возьмут меня завтра. На душе тяжко. Тоска. Господи, за что же ты меня..." И впрямь его назавтра забрали и увезли в Макарьев. И жену тоже. В их доме родственница жила, Мария Макаровна, - ее просто изгнали. Подалась она в Юрьевец, а там нашлись добрые люди, приютили. В бывшем доме Флягина инвалиды организовали артель, торговали разной рванью. А затем низ отдали под библиотеку, а вверху разместилась семилетняя школа. Имущество Матвея Флягина с торгов пошло. Председатель исполкома сельсовета купил флягинское пальто и ходил в .нем, не замечая презрительных взглядов односельчан... Через пять лет Матвей Флягин вернулся в деревню. Вечером, когда на улице уже никого не было, подошел к своему новому дому и долго стоял за деревом, глядя в темные окна. Близко подходить побоялся. Потом ушел в Высоково и жил там, в землянке под горой. Пустила его к себе, не побоялась, как многие остальные, Александра Ивановна Коршунская. Матвей Флягин скоро сделал пристройку, сам печь сложил, стол и скамейки смастерил, кровать. Как-то пригласил под вечер приятеля детства в гости к себе-тот отказался. Все его избегали, словно прокаженного. А через несколько лет его опять арестовали и увезли. На этот раз навсегда. И даже неизвестно, где его земле предали... И снова мне вспоминается Сивково.  Был уже вечер, когда я уходил. Солнце садилось в ржаное поле. С дороги оглянулся на деревеньку и остолбенел. Что такое? Ведь пустая, никто в ней не живет, а тут вдруг огонек вспыхнул в одной избе. Но, присмотревшись, понял, что это не электрический свет, а отблеск заходящего солнца на уцелевшем стекле брошенного дома.

 Владимир Шпанченко 

 

Иоанн Климов

В 1929 году был избавлен  от тюрьмы.  Срок предстоял пять лет по клевете соседей. В 1927 году лишили меня голоса ( был тогда псаломщиком, но не служил). Предполагая , что в отношении  налогов тяжело будет, решил уехать в 1929 году на псаломническую службу. Приискал место. Взял 12 подвод для перевозки хозяйства, 20 ульев пчел. Нагрузились воза-пьем чай и отправляться. Приносят повестку из ГПУ на завтрашнее число явиться, время было такое. Вернутся из ГПУ ненадежно. Руки и ноги опустились  и не могу сообразить что делать. 12 подвод загнал за 100 км, 7 человек малых детей,  еще в школе не учились. Посыльный стоит расписки требует. Что делать не знаю: явится-пожалуй, посадят, поехать, семью увезем за сто километров . А меня посадят , семье  необходимо справляться обратно. А без меня невозможно будет и справиться семье. А посыльный требует расписку. С великой скорбью вздохнул ко Господу , перекрестился и расписался: расписуюсь,  и прошу назначить другое число для явки: так как переезжаю в Пучежский район на постоянное место жительства, подводы нагружены, уже поехал. И Бог чудо сотворил, видимо, в виду малых детей. Из Макарьевского ГПУ мое дело переслали в Пучежское ГПУ, а здесь, видимо, Бог смягчил власть, допрос сделали, я не признался,   в чем обвинялся.  Освободили. В 1930 году случайно услыхал к вечеру дня, что меня хотят забрать. Я решился немедленно уйти. Собрал кое-что в дорогу. В 11 часов лег уснуть немного и пойти. Но так сердце затасковало, и сна нет. Собрался и в 1 час ночи пошел, 7 километров отошел,  в деревне ночевал. А в 3 часа ночи  приехали меня забирать. Только за 2 часа ушел от беды. И поступил в другой район священником.В 1931 году прокурор вызвал  и предложил мне выбыть из района. Иначе, говорит, я тебя должен буду арестовать и срок дать. Это, мол, говорю  тебя жалеючи, твоего семейства. А у меня было 8 человек детей. Переехал в Вычугский район село Сокольское, в течении двух лет померло 5 дочек.В 1933 году переехал в село Макатов того же района. 1  октября 1934 года меня посадили в тюрьму, а 15  января осудили на три года. Освободился на 21 мая 1938 года в двенадцать часов ночи. И от радости эта  ночь прошла  без сна. Освободили досрочно, а так был бы до 1 октября 1938г. По зачету было четыре месяца. Если бы меня в 34-ом не посадили, то в 37-ом никак бы не избавиться  от тюрьмы. Так что Бог укрыл меня от большой тюрьмы. Которых посадили в 1937 году и после этого время, ни слуху, ни духу нет. В 1939 году поступил служить священником в село Трестино Костромского района, 9 км от Костромы.В 1941 году попал под суд за неуплату налогов-12 000 рублей. Уплатить возможности не было. Пошел на  родину к матери проститься, что приходится опять в тюрьму садится. У матери был 13 марта накануне Федоровской иконы Божией матери. Мать моя всю ночь проплакала перед святыми иконами. Утром простился и пошел. По дороге зашел к знакомому псаломщику Иакову Ефимовичу проститься. Он изъявил ко мне сожаление и дал 6 000 рублей для уплаты налога. Да община моя собрала мне 1500 рублей. Уплатил я 7500 рублей. Остальных взять негде. Суд не отменили . Служить кончил в своей церкви, в праздник Благовещения пресвятой Богородицы. Молился уже в Костроме. После утрени подошла ко мне  деревенская женщина и спрсила меня кто я. И сказала: Пойдем к нам служить. Я сказал, что жду суда за неуплату налога 12 000 рублей. Она ответила, что уплатит  эту сумму. Я на утро пошел к ним в село Светочева Гора Красносельского района, 60 км от Костромы. Спрашиваю: Какая женщина от вас в Костроме молилась? Она пригласила меня к вам служить. Я сказал, что я нахожусь под судом за неуплату  налога 12 000 рублей. Она сказала, что уплатит. Мне ответили, что от них в Костроме никто не был.что не знают что за женщина его пригласила. Но священник нужен, налог уплатят.И остальную  сумму  7 000 рублей  доплатили. От суда я освободился Ходатайством Божьей матери - за слезные молитвы моей матери.

Иоанн Климов, 1 марта 1961 год

 

Вишневский Александр Дмитриевич

Священник  Воскресенского храма. Его отец был священослужителм с.Высокова Юрьевецкого уезда. о.Александр имел на церковной земле дом. о.Александр окончил курсы учения Кинешемского духовного училища был определен штатным псаломщиком в с. Филипково Нерехтинского уезда. В августе  1886 года перемещен к Нагорной Преображенской церкви, а в 1887 году в посад Пучеж.С 1899 по 1903 гг. состоял учителем пения в Пучежской Нагорной церковно-приходской школе. Руковоложен во диаконы в 1908 году с оставлением на занимаемом месте в должности псаломщика.В ноябре  1913 года Рукоположен во священники к означенной церкви. В 1915 году состоял законоучителем Огарковского земского училища. Был награжден грамотой.Жалование из казны не получал, а по должности законоучителя Огарковского земского училища получал 60 рублей в год.По указанию Костромской духовной консистории 10.06.1882 года находился в подначальном содержании Троицко-Кривозерской пустыни. Семья о.Александра: супруга Анна Федоровна, 1863 г.р. , дочь Анна, 1904 г.р., обучалась в гимназии.

Крестовоздвиженская церковь села Исаково

Лебедев Михаил Дмитриевич -

Лебедев Михаил Дмитриевич - священник Крестовоздвиженской церкви села Исаково Макарьевского уезда, 1847 г.р.Окончил остромскую духовную семинарию в 1869 году.  Имел собственный дом. В его семействе: жена Феоктиста Капитоновна Лебедева.Сын- Лебедев Валериан Михайлович (1876 г.р.), который окончил Костромскую Духовную Семинарию в 1898 г.,священник Крестовоздвиженской церкви с.Исаково. С 1906 г. - священник Казанской церкви села Клоны Юрьевецкого уезда.Дочь - Лебедева Лидия Михайловна - (1887 г.р.), в замужестве Снегирева, за священником,   1906 г.р. Крестовоздвиженской церкви села Исаково - Снегиревым Николаем Федоровичем (1882 г.р.), который был награжден набедренником.   Согласно Аттестату № 180 от 17 мая 1904 г. Ярославского женского училища духовного ведомства    поступившая в это училище в 1898 г. дочь умершего священника Михаила Лебедева, Костромской губернии, девица Лидия Лебедева в мае месяце 1904 г. окончила полный курс учения и имеет право на звание домашней учительницы. 
Дочь Павла Михайловна ,которая на тот период состояла учительницей церковно-приходской школы г.Макарьева.После смерти мужа Феоктиста Капитоновна была при церкви просвиропекой.
Священник Лебедев Михаил Дмитриевич -  01.02.1887г. награжден набедренником   был кандидат депутата на 3-летие 1888-1890гг. 18.03.1896г. - награжден скуфьею -  27.10.1907г. его вдове Лебедевой Феоктисте назначено единовременное пособие от Священного Синода 50 руб. ,  18 руб. от Епархиального попечительства о бедных духовного званя.    С 11.08.1898г.в Крестовозвдвиженскую церковь  определен священником Лебедев Валериан, из окончивших Костромскую духовную семинарию.Он 18.12.1904г. награжден набедренником , а 24.04.1906г. перемещен к церкви села Клон (3-й Юрьевецкий  благочинный  округ). 

Соколов Андрей Никандрович

Священник Андрей Никандров Соколов, 38 лет.Священнический сын. По окончании курса в КДС был уволен с аттестатом 2 разряда. 1854г. ноября 26 определен Нерехтского уезда к Богородицкой церкви села Княгинина во священника. Сего 1865г. февраля 3 переведен к Казанской церкви села Мамонтова. Того же 1865г. перемещен на настоящее место. Имеет за войну бронзовый наперстный крест на Владимирской ленте.Жена Анна Андреева, 28 лет.дети: Василий - 10, Николай - 7, Сергей -1. Сын Василий Соколов - в 1866г. - 10 лет, принят в низшее отделение Макарьевского духовного училища.  Дочь Соколовых Александра была замужем за священником с. Шахово Павлом Ивановичем Князевым. Из клировой ведомости Покровской церкви с. Шахово Костромского уезда, 1884 г."Священник Андрей Никандрович Соколов родился 4 октября 1824 г. в с. Озарниково Богородицкой церкви, Чухломского уезда Костромской губернии, от священника Никандра Федоровича Соколова. По окончании курса Костромской Духовной Семинарии был уволен с аттестатом 2 разряда.  26 ноября 1854 г. посвящен в Священника к Богородицкой церкви с. Княгинино Нерехтского уезда. 3 февраля 1865 г. переведен к Казанской церкви с. Мамонтово Макарьевского уезда.  6 ноября того же года переведен к Крестовоздвиженской церкви с. Исаково того же уезда. 1 июля 1877 г. переведен на настоящее место…Жена его Анна Андреевна родилась в 1837 г. в с. Скоробогатово Макарьевского уезда от дьякона Андрея Дмитриевича Соколовского, читать и писать умеет. 
Дети их, родившиеся в с. Княгинино:1. Василий, 29 лет (25 декабря 1855 г.), состоит священником и Законоучителем Костромской Григоровской женской Гимназии, женат на дочери протоиерея Богословской Анне Павловне. 2. Николай, 26 лет (26 апреля 1858 г.), состоит учителем Ларинского приходского двухклассного училища в с. ..?  Зарайского уезда Рязанской губернии, холост.3. Сергей, 20 лет (28 июля 1864 г.), обучается в 4 классе Костромской духовной Семинарии, на содержании отца, холост.Дети их, родившиеся в с. Исаково: 4. Мария, 17 лет (1 июня 1867 г.), девица, кончила курс Шаховского сельского народного училища.5. Алексей, 14 лет (20 февраля 1870 г.), обучается в 4 классе Костромского Духовного училища, на содержании отца. 6. Александра, 11 лет (30 марта 1873 г.), кончила курс Шаховского сельского народного училища.7. Екатерина, 8 лет (4 ноября 1876 г.), обучается в Шаховском сельском народном училище".

Цареградский Василий Александрович

протодиакон Успенского собора Кологрива . Василий Александрович нёс свою незаметную службу врачевателя человеческих душ, сколько было возможно по правилам государства. После революции 1917 года священник стал учителем истории. Пришедшие к власти ни в грош не ставили нравственное влияние церкви на людей. Священники были объявлены ненужными. Но местные жители упорно продолжали звать учителя "батюшка" и ехали к нему из глухих деревенек с прежними просьбами крестить детей, венчать молодых и отпевать умерших. И он, не задумываясь, что кто-то выдаст его власти, ехал к людям.  Заболев, съездил к врачам в Кострому и был оттуда направлен на лечение в Башкирию "на кумыс". Там всегда лечили от туберкулёза лёгких. По дороге заезжал в Юрьевец проведать старшего сына.         Фамилия же Василию перешла от деда Евгения Сосипатровича, псаломщика Воскресенской церкви села Нежитино Костромской губернии.