Антонова Анна Георгиевна

Антонова Анна Георгиевна 

родилась 28 ноября 1941 года в д. Михайлово Юрьевецкого района Ивановской области. В 60-е годы успешно окончила педагогический институт и с 1971 года работала директором, завучем, учителем русского языка и литературы в Нежитинской средней школе.

Сегодня она занимается краеведением в школьном музее.
В 2006 году стала лауреатом конкурса "Педагогические надежды России", избрана депутатом Совета депутатов Нежитинского сельского поселения, руководителем ТОС села Нежитино.
Вышли в свет два сборника А.Г. Антоновой: "Я деревенская сердцем" и "Прозрение".

 

 

Интервью в Нежитино

Беседа с Антоновой Анной Георгиевной

 

- Ситуация на территории края побуждает к поискам решения проблемы - "каково будущее нашей страны?" Вы согласны с этим?

- Да. Номинация "Здоровое поколение-21 век" привлекла моё внимание тем, что позволяет обобщить тот небольшой опыт краеведческой работы нашей школы, который направлен на то, чтобы хотя какую-то часть молодёжи удержать на территории края, с древнейших времён обжитого нашими предками, а в настоящий момент катастрофически вымирающего быстрыми темпами. Пустеют обжитые места, а многие уже превратились в руины. Это порождает тревогу за будущее края и за будущее подрастающего пусть и малочисленного поколения.

-  Что вы можете сказать о людях, живущих сегодня в Нежитино?

 - Что греха таить - быстро убывает население, исчезают одна за другой деревни. Согласно реестру населённых пунктов на территории числятся-18, но 4 из них - нежилые, в 4 проживает от 1 до 3 человек. Вот и остаётся 10 населённых пунктов с количеством населения- 125 человек плюс 456 человек в с. Нежитине. Итого 581 человек. В 2005 году на территории родился один ребенок, но того увезли в г. Кострому. Умерло 22 человека. В школе обучаются 73 учащихся. Сельская администрация, педагогический коллектив, пытаясь удержать в селе семейную молодёжь, организовали при школе дошкольную группу для малышей, собрав в неё 12 человек.

- А как обстоят дела в сельском хозяйстве?

-В сельском хозяйстве также идёт упадок: в ТОО "Нежитинское" большинство полей заросло кустарником и лесом, поголовье скота (коров) от тысячного дошло до 30 голов. Давно перестали сеять лён, пшеницу, отступились от возделывания картофеля. Разваливаются когда-то бывшие нужными постройки: склады, зерносушилки, хранилища и т.д. Население избавляется от свих подворий: старикам не под силу держать скот, и овец, а молодежи осталось совсем немного, и стадо коров индивидуальных подворий тоже от 100 годов дошло до 30. Продукты покупаются в магазинах. Многие даже картошку в огородах перестали сажать, её стали привозить в магазины, которых открылось много: 6 в с. Нежитине, да ещё бывает и привозная торговля. Поскольку на земле перестали работать, то деньги отцы семейств и взрослые сыновья стали зарабатывать отходничеством, плотничать в пригородах крупных городов, особенно в Подмосковье.

-А что это за проект «Смотрящие»?

-  Чтобы пробудить внимание юношества к жизни предшествующих поколений и сформировать представление о том, что было вложено в жизнь нашего края, сегодня умирающего, мы решили объединить группу старшеклассников 9-11 классов и организовать целенаправленную познавательную работу, основанную на встречах с живыми людьми, на узнавании прошлой жизни из первоисточников. Организаторами и руководителями стали учителя: я, преподаватель краеведения, вожатая Поспелова Л.Г., преподаватель музыки Ухова Е.В. и сельский библиотекарь Нестерова Т.В. Наше изобретение мы назвали "Проект "Смотрящие". Цель проекта - сформировать взгляд в прошлое и в будущее, понимание и осознание настоящего. В конечном итоге подвести молодых людей к выбору своего места в жизни с таким прицелом, чтобы в дальнейшем помочь возрождению родного края, быть патриотами своей малой родины.

-А каковы основные формы работы группы "Смотрящие"?

- Во-первых, это встречи в населенных пунктах. Разброс нашей территории большой: более 15 километров в длину по Макарьевско-Юрьевецкому тракту. Исходя из этого, встречи в населенных пунктах включают в себя и некоторые туристические навыки: уметь одеться по-походному, в соответствии с погодой, собрать рюкзак, поставить палатку, разжечь костер с 1 спички, оставить в порядке свою стоянку и т.д. В походах на расстояние в 5-6 км требуется и выносливость, и взаимоподдержка. Здесь учатся доброте, бескорыстию за общим столом у костра, умению петь общую песню – словом, формируется своего рода артельность, умение жить в коллективе.

Во- вторых,   мы идем  не с пустыми руками. Проводится серьёзная подготовительная работа. Сначала собирается  материал для составления сценария:  встречаются с людьми, с которыми этот человек жил, работал, учился. В сценарии также вводится справка о сегодняшней жизни деревни, в которой жил этот человек, о жизни предприятия, где работал, о жизни школы, в которой учился. Сами встречи стараемся приурочить к памятным событиям, чаще всего к юбилеям: 60, 70 или 80-летию.

 -Думается, что такие встречи приносят радость юбилярам?

 -Конечно, люди взволнованы, рады, долго помнят об этом. Вот помню встречу со старожилом деревни Михайлово  Мешковой Анной Павловной,  по случаю ее 80-летнего юбилея.  В её 80 лет у неё замечательная память, она вспоминала свою молодость, годы войны, которые  были для неё горьки и трудны,   смерть матери, которая умерла на глазах у своих детей, а их было шестеро.   Анна Павловна рассказывала нам о деревне в прошлом. О состоянии и количестве домов, что нас очень удивило; она до сих пор помнит, сколько было полвека назад домов в её родной деревне - Шелыгине. Мы узнали, что раньше самой распространённой в Шелыгине была фамилия Павловых, которая сейчас только у одной семьи… Встреча с Анной Павловной прошла замечательно; нам было очень интересно ее слушать, потому что рассказывала она очень искренне.   Вырастила и воспитала  троих детей, которые подарили ей шестерых внуков, а теперь  есть еще и двое правнуков. Она награждена медалью "за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г." Работала в свое время и в колхозе, и в лесничестве, и секретарем сельского Совета в трудные 50-е годы. Мне кажется, эта встреча оставила след в душе каждого из нас.

-А это се записываете? Фиксируете?

 -А как же! Копится богатейший материал, который пополняет музейные запасники.

       Вот были в гостях у супругов  Алениных: Зоя Михайловна – учительница Нежитинской школы. Она, хотя и давно на пенсии, остается по-прежнему любимой учительницей.  Когда-то приехала    на практику в село, а оказалось на всю жизнь. Леонид Васильевич, родом из деревни Починки- бывший лесничий Коршунского лесничества. Лесу он подарил часть своей жизни. Для него лес-это живое существо, которое надо любить и охранять.  

После встречи часть материалов нашли своё место в общешкольной газете.

- Это очень важное дело. Значит «Смотрящие» смотрят не только вперед. Но и оглядываются назад?

Мы наладили  выпуск журнала " Наследники Великой Победы", посвящённом 60-летию Победы, поместили свои впечатления.  Туда вошли рассказы  о краеведческих  походах. Узнали например, что  из деревни Журавлёво на фронт ушли 33 мужчины, 24 из них не вернулись. Удивительные примеры мужества и героизма  молодых ребят, подростков  запечатлели «Смотрящие». О том, как   восстанавливали жизнь в колхозе после войны. Как   мальчишки и девчонки  в годы лихолетья взяли на себя всю тяжесть работы: пахали землю на лошадях и быках, жали серпом, косили траву, метали стога, содержали ферму и конюшню.

  - Ребята нам рассказывали о походах в заброшенные деревни. Это тоже «Смотрящие»?

-Краеведческие походы по родному краю в исчезающие и исчезнувшие деревни. Поиски родников. Интересные находки и открытия.  Все это  - «Смотрящие».

 Думаю, что подростки должны видеть "движение времени". Это видение рождает вопрос, на который, если не сейчас, то в будущем став взрослыми, они будут искать ответы. Мы бываем в таких деревнях, как: Сивково, Починки, Угорново, Самылово - все они нежилые. А также бываем в отживающих свой век деревнях: Козлове, Овсяникове, Кондратове, Высокове. Мы фотографируем, что осталось, собираем краеведческие раритеты для школьного музея.

- Как известно, многое в сознании человека формируется под влиянием впечатлений, поэтому надо заботиться, чтобы впечатления были не только удручающие упадком и развалом всего, созданного руками предшествующих поколений.  

- Сильное впечатление произвел на "Смотрящих" краеведческий поход в д. Угорново, которая  прекратила своё существование, так как в ней произошли два пожара и сгорели дома, в которых жили последние жители.

  Вот отчет Софоновой М. ученицы 11 класса   о краеведческой экспедиции в д. Угорново".:

"Третьего октября мы отправились в краеведческую экспедицию в д. Угорново, что лежит в 4 км. от нашего села. По дороге мы о многом говорили и многое наблюдали. Для меня очень важной и интересной была тема экология, которую мы затронули в ходе нашей экскурсии. Мы говорили о бесчеловечном отношении многих людей к природе, о неумении видеть красоту природы, обезображивая ее выбрасыванием где попало бытового мусора, хотя для этого отведено место свалки. Как жителя села меня это очень волнует.

По прибытию в саму деревню Угорново, меня очень тронула проблема вымирания деревень нашего края. Мне очень жаль, что такие уютные, красивые деревеньки умирают. Угорново поразило меня своим удобным расположением: деревня стоит на угоре, вокруг и вдали – чудесная природа. Тут и река Немда и леса, и поля, и дорога, и тропинки к реке – всё-всё, что и есть вцелом наша матушка-Родина. Но жаль, что все это теперь омрачено бедой, огонь унес половину деревни, пострадали люди, природа. Страшными стали обуглившиеся старые дубы-великаны. Вход в деревню теперь наводит на людей страх и жалость. Из одиннадцати домов осталось лишь пять.

Но что меня вдохновило и порадовало, а также и удивило, так это то, что местные жители, бывшие угорновцы, до сих пор приходят сюда , а некоторые продолжают жить в летнее время , хотя здесь уже нет ни электричества , ни радио, ни водопровода, ни колодца.  Волков Василий Викторович, который живет в деревне весной и летом, рассказал нам, что живет в доме матери , что Волковых здесь была чуть ли не половина деревни. Им принадлежало в деревне четыре дома, два из которых сгорели во время пожара.

В одном из домов в деревне сгорел человек- Доринов Сергей, молодой мужчина. На месте этого пепелища поставлен деревянный крест. По дороге в Угорново мы встретили в лесу двух женщин, они приходили навестить свою родную деревню… Мне очень жаль людей, которые потеряли свой кров, жаль все деревни, которые, можно сказать, страдают в нынешнем веке от не очень известных нам причин. Многие деревни люди покидают в поисках лучшей жизни.   

-Такие походы оставляют болезненный след в юных душах?

- Нужно, чтобы дети ощущали реально день сегодняшний, им лгать нельзя. Поэтому мы  стараемся отвлечь их внимание и положительными эмоциями.    Во время походов изучаем  природные богатства: лекарственные растения, целебные глины, места произрастания можжевельника. Учимся составлять карту похода, на которую наносим замеченное.

Во время похода в нежилую уже давно деревню Сивково, а интересовал нас там красивый двухэтажный дом бывшего лесопромышленника Флягина, построенный знаменитым мастером – плотником Иваном Федотовым в 1893 г. Пошли не дорогой, а "на прямушки", и наткнулись на плантацию лекарственного кустарника чабровника. Помогает он при лечении суставов, переломов. Наш географ Поспелова Л.Г. нанесла этот ареал на карту похода. Заодно сосчитали муравейники на лесной дороге, их оказалось более 20 на двух километрах.

Бывая в отдалённых деревнях, попутно «точкуем» места бывших колодцев, отмечаем действующие и заброшенные, а также расспрашиваем жителей о родниках.

-Ну и каковы результаты?

-Выяснили, что на территории имеется шесть родников, четыре из которых – действующие, один – лесной родник – вдали от населённых пунктов, он служил людям, когда в том мест был покос,   принадлежал постоянно одной семье и назывался "тамарин покос", соответственно и о роднике говорили: "Родник на "Тамарином покосе".

 Три действующих родника находятся в деревнях: Козлове, Высокове, Кондратове. Козловский и Высоковский родники очень известные, их возраст уходит в 19 век.   Оба берут начало из глубоких оврагов, спускающихся к реке Унже.   Они не замерзают зимой, в этом их ценность, да и вода в них очень чистая, и никогда не иссякает. К каждому роднику приспособлены устройства для полоскания белья. Это делают местные жители, передавая заботу о родниках из поколения к поколению. Сейчас эти деревни постепенно вымирают, живут в них старики, и грустно думать, что приближается время, когда родники будут невостребованы, как давно уже не нужны стали "Тамарин покос",   родник на бывшем покосе.

Кондратовский родник был на десятки лет забыт, сруб не обновлялся, воду брали в других колодцах, но два года назад было засушливое лето, колодцы обезводели, и люди вспомнили о колодце на роднике. Сын местной жительницы, старожила деревни Кондратово Фоминой Александры Дмитриевны, Александр Фомин, приехав в отпуск, подобрал помощников из своих родны и из односельчан, и все вместе они восстановили колодец. Русский писатель Валентин Николаев, житель Нижнего Новгорода, корни которого в Кондратове, пригласил священника из Нижнего Новгорода, колодец, собравши жителей, освятили, и теперь в этой деревне нет проблем с водой. Правда, родник не в центре деревни, подальше, чем деревенские колодцы, но он всегда дает людям свою благодатную воду.

Самыловский родник, находится на берегу реки Немды, примерно метрах в 400 от деревни Самылово, (теперь тоже нежилой  последние 10 лет   в деревне жила одна семья, двое пожилых людей).  Но родник продолжает служить людям. Летом к роднику приходят грибники, ягодники, рыбаки. А ещё – приглянулись Самыловские красоты и удобства " Собранию радуги", и люди, можно сказать со всего света, дважды собирались здесь за последние 4 года. Тысячи людей размещались на берегах Немды в окрестностях Самылова летом 2003 и2005 годов. И все они припадали именно к тому роднику, огороженному в небольшой треугольничек несколькими досками, но всегда был он полон воды, она не убывала, сколько бы её не брали!

 

- Уходят люди, уходит память о прошлом. Но это так хорошо, когда  много вокруг людей,  хранящих память о своих корнях.

 -Знаете как интересно слушать их простые бесхитростные воспоминания о людях, с которыми они жили, о местах, где прошло их детство. Несколько лет назад начали мы составлять словарь топонимов нашего края, и тут краеведческие походы нам пригодились. В прошлом году захотелось нам разыскать место деревни Содомово. В полукилометре от Починок, тоже теперь нежилой деревни. И поиски увенчались успехом. Место, конечно, заросло огромными березами, но по ямам от домов удалось найти. Даже обнаружили огромный чугун с датой на нем –1914 год. Экспонат принесли в школьный музей, хотя и тяжело было его тащить 4 км., на багажнике велосипеда, но он найдет свое место в новой экспозиции, которую подготовим в музее и назовем: "Находки и открытия краеведов школы".

- Быть вожаком подростков, ненавязчивым и ненудным спутником – дело не такое и простое. Если не найти общих точек общения, то может случиться так, что подростки будут шагать к месту назначения своей группой, а руководители – своей, то есть отдельно друг от друга.?

 - Мы стараемся сделать так, чтобы в душу юного человека вошло как можно больше доброго, нравственно – здорового, волнующегося и запоминающегося надолго, чтобы он получить возможность проявить себя в общих делах и как индивидуальность с самой хорошей стороны. Вот, к примеру, идем в Угорново, недавно выгоревшую и обезлюдевшую деревню. Неизбежен разговор об экологии, о будущем малой родины, об истории деревни.   Потом, в краеведческих дневниках,  видим, что экскурсия не прошла даром. 

-  Вы говорили, что   "Смотрящие"    проводят встречи на базе школы, школьного музея, на базе сельской библиотеки. Что дают такие встречи?

 - Они  приносят пользу всем: детям, взрослым, самим «Смотрящим» и нам, педагогам.

 Ведется  активная работа   по краеведческому направлению всеми учителями-предметниками, классными руководителями, учителями начальных классов. 

- А школьный музей  открыт для всех?

В школьном музее накапливается информационный и фотографический материал, который оформляется в альбомы и раскладушки. Не забываем и местных мастеров-умельцев. В этом году учащиеся 7 класса приступили к сбору материала об отходническом промысле – жгонке. Встретились со жгонами на дому, в мастерской-бане, своими глазами увидели моменты этого труда. Промысел исчезает. Осталось в крае всего 6 жгонов, все уже немолоды. Собираем словарик жгонов, особый их жгонский таинственный и загадочный язык.

Есть в нашем крае талантливые люди: резчики по дереву, художники-самоучки и приезжающие летом художники-профессионалы, мастерицы-вязальщицы, вышивальщицы, мастерицы лоскутного шитья, мастера игры на музыкальных инструментах.   Организуем такие мероприятия как: "Наш край глазами художников и мастеров", "Музыкальные инструменты в жизни наших предков и родителей".

 -Мы благодарим вас, Анна Георгиевна, за эту встречу. Желаем Вам и всем нежитинцам быть здоровыми, мудрыми,  уверенными в завтрашнем дне.

 

Беседовала Лилия Аманова