Кондратово

По словам долгожительницы деревни Трусовой Александры Тихоновны, а прожила она на свете 103 года и 9 месяцев, жил в этих местах барин и звали его Кондратий. Велел он сыновьям перед смертью своей купить вина дорогого, приготовить угощение да собрать бедняков. Напоить их, накормить, а затем спросить, не согласны ли они назвать деревню его именем? Барин был хорошим, добрым, внимательным, и слава о его добродетелях далеко ушла за пределы деревни. Он помогал бедным, по воскресеньям кормил голодных. Все свое богатство нажил он трудом и терпением. Уважали барина, и потому народ пообещал и назвал деревню в честь барина Кондратия - Кондратово. Как решили, так и сделали.

Основным занятием кондратовцев было сельское хозяйство. Но не всегда хватало запасов из домашних закромов, и многие мужчины вынуждены были заниматься отходничеством. Край лесной, а потому, чаще всего, нанимались к лесопромышленникам, ну а те, кто умел валять валенки, отправлялись на промысел в другие области. Уходили по несколько человек.

Жили в деревне свои лесопромышленники: Семьянов Матвей Андреевич да Титов Павел Васильевич. Они сначала заготовляли лес своими силами, затем стали закупать его в Мантурово. Там они делали плоты и соймы. Соймы - тоже плоты, но на них еще имелись избушки. Гнали плоты по рекам Унжа и Волга до Нижнего Новогорода, чаще до Казани. Однажды приключилась с ними беда: разбило бурей все плоты, остались они без лесу и без денег.

Житель деревни Трусов Иван Тимофеевич тоже заготовлял лес, к нему из Балахны покупатели приезжали. В начале сам лес топором рубил, потом пилу приобрел лучковую. За зиму заготавливал по 70-80 кубометров леса. Сам же этот лес и возил на берег Унжи. Но за лес платили мало, а здоровья для его заготовки нужно много. Решили они с женой выращивать скотину. Вступили в колхоз, отдали туда лошадь и телку стельную, по которым очень горевали. Через три года купили себе корову и овцу. Так и проработали всю свою жизнь в колхозе.

Семьи в деревни были многодетные, например, у Семьяновых Матвея Андреевича и Марфы Львовны было десять детей: Павел, Александр, Николай, Вячеслав, Виктор, Александра, Анна, Любовь, Клавдия и Геннадий. Всех сыновей проводили они на фронт, двое из них Виктор и Вячеслав, погибли, остальные вернулись домой, затем работали и жили в разных городах страны. У Семьяновых Василия Климовича и Марии Тимофеевны было шестеро детей: Федор, Павел, Владимир, Александр, Николай, Татьяна. Мария Тимофеевна была старостой в деревне. Женщина рассудительная, добрая, скромная, все ее уважали. Жили бедно. Ребятишки в лаптях в школу ходили, в ушитой одежонке. Федор, старший сын, был в школе отличником, в войну пошел на фронт. Воевал тоже отлично, но в 1944 году погиб.

Кирин Василий Николаевич воспитал четверых детей: Виталия, Дмитрия, Анну, Клавдию. Его жена Александра Васильевна умерла, и он остался вдовцом. И надо же такому случиться, что встретилась ему в жизни женщина из деревни Рябково с таким же именем и отчеством. Заботилась она обо всех детях с чувством любви и нежности. Вскоре в семье родились Валентина, Павла, Галина,Нина и Геннадий. Все они жили в мире и согласии. Конечно, не без трудностей.

Филатовы, Дмитрий Осипович и Анна Евдокимовна, воспитали пятерых детей: Александру, Клавдию, Николая, Елену, Валентину. Дмитрий Осипович был бедняком. Его родители - простые крестьяне. Когда сын Николай подрос, то он научил его валять валенки. На жгонку вдвоем ходили, как и в лес на работу. Решили построить новый дом. Два года его строили. Потолок был из бревен, печь в избе по-черному, как в некоторых банях и по сей день. Вся семья сидела на полу, пока весь дым не выйдет. Но вот случилось чудо - в деревне появился монах Сидорыч, который научил печи класть. Он сам сложил печь вдове Марии Захаровне по-белому. Увидев преимущество новой печи перед старой, народ зажил по- другому. А вскоре тот монах ушел. Но людская благодарность была нескончаемая: поминали монаха в молитвах, желали ему здравия и долголетия.

Ганичевы, Василий Степанович и Ольга Назаровна,а воспитали восемь человек детей: пятерых дочерей и троих сыновей. Фомина Александра Дмитриевна вспоминает, как ходили они (детвора) к Ганичевым есть картошку из терсеня. (терсень-деревянный таз). Картошка была меленькая, но с солеными груздями она казалась ребятишкам очень вкусной. Тетя Оля была очень доброй. Семья была бедной, скотину не держали. Жили только тем, что вырастет на огороде да в лесу собирали грибы и ягоды.

Зажиточным, как в те времена говорили, был житель деревни Демидов Дмитрий Артамонович. Были у него своя лавка, магазин продуктовый. Торговал продуктами, которые привозил из Нижнего Новгорода и других городов. Цены были доступны, да и товар людям он всегда в долг давал. Кроме того, Артамоныч занимался рыбной ловлей и свежую рыбу продавал. В лавке торговала его дочь Анна.

В 1932 году образовался в деревне колхоз "Имени Ворошилова". Первым председателем был Семьянов Петр Васильевич. Он руководил колхозом до 1941 года. Затем председателем колхоза был Баталов Павел Иванович, который не попал на войну по возрасту. Семья у него была большая: четыре сына и четыре дочери. Народ, как водится, жалел своего бывшего председателя. Он был добрым и отзывчивым, устраивал бабам маленькие праздники, да дни отдыха. Вспоминали они своих мужей, братьев и отцов, ушедших на фронт. Тогда, в 1941 году,с 36 мужчин из деревни были призваны в действующую армию, третья часть из них не вернулась с поля боя.

В аккурат перед самой войной , 19 июня, сгорели в деревне 13 домов и 13 бань, 4 сарая в придачу. Мальчишка поджег лен у своего сарая…

Первым председателем Кобылинского сельсовета стал Городков Федор Васильевич, по профессии агроном. Два года отработал он председателем, но затем ушел агрономом в колхоз "Новая жизнь". На посту председателя его сменил Липатов Николай Иванович, который в 1941 году ушел на войну.

Медицинский пункт располагался в доме Сизовой Валентины Дмитриевны. Заведующей медпунктом была Гришина Анна Ивановна. На участке обслуживания находилось 11 населенных пунктов, а это более 1000 человек, которым оказывалась медицинская помощь. Неотложную помощь оказывали в медпункте, а экстренную вс. Завражье. Рожениц на телегах отправляли через Нёмду в Завражье и в Юрьевец. Иногда роды принимали медработники на дому. Соловьев Николай Александрович и его супруга Мария Александровна были квалифицированными врачами, имели звание "Заслуженный врач РСФСР".

Вскоре, медпункт для удобства разместили в сплавной конторе. Фельдшером была Власова Валентина Павловна, а затем медицинский пункт перевели в Кадыйский р-н и тяжелобольных стали возить в город Кадый. Прогрессировали такие болезни, как корь, краснуха, дифтерия, гепатит, дизентерия, малярия.

Но это было не очень удобно и далековато, и медпункт решили вернуть в деревню. Разместили его в доме Чистовой Анны Никитичны. Фельдшером там работала Кузьмина А.А., ее сменила Нестерова Людмила Александровна, которая проработала здесь двенадцать лет. Помогала ей медицинская сестра Виноградова Светлана Николаевна.

 

Фомина Александра Дмитриевна

Котово

Деревня Котово была многолюдной. Согласно переписи населения за 1897 год в деревне проживало 250 человек, а в 1907 году было 60 дворов с населением 330 человек. Деревня разрасталась и перед войной было в ней около 80 дворов. Дома стояли буквой "Г" , одна сторона домов к Зименкам, а другая к Завражью.

У деревни было много озер, стариц реки Немды , имели все подковооб-разную форму, хотя название носили разные: Котовское, Круглое и Попиха. Котовское было больще всех по размеру. Во всех озерах водилась рыба, подростки рыбачили, бабы полоскали белье. В Котовском озере замачивали деревянные кадки для разносолов в прок. Летом в нем купались, а зимой ребятишки катались на коньках и глушили колотушками рыбу, пока лед не завалило снегом.

В деревне были свои кузница, конюшня, ферма. В конюшне было полтора десятка лошадей и 50 коров на ферме. Стадо колхозных и частных коров пасли вместе, нанимая пастухов, обычно подростков. Таким образом формировалось стадо до 90 голов. Пастухи пасли стадо по берегам Немды, иногда стадо переплывало на другую сторону реки, ширина которой 50 метров.

Основная масса населения была занята в колхозе, кроме того, приходи-лось управляться и на своем подворье. Основными промыслами котовцев было овцеводство и звероловство, лесное хозяйство, шерстобитие. Мужчины занимались отходничеством, чтобы содержать семью, чаще всего жгонкой и весновкой.. Летом дети и женщины собирали грибы и ягоды под Заварином, которые заготавливали на зиму, продавали в Юрьевце на базаре. Бывшие жители помнят ягодное местечко - Глумово, где в изобилии росли гонобобель и брусника. В летнюю пору, чтобы сбыть парное молоко, ночью выходили на ранний перевоз с бутылями в сумках наперевес. Перевоз был на Волге. Урожай с огорода был хорошим подспорьем.

С приходом большой воды Горьковского водохранилища, состоялось переселение деревни. Большая часть жителей, разобрав свои дома, перевезла их в с.Завражье, кто-то уехал в Юрьевец, а кто и подальше - в другие регионы страны.

В годы военного лихолетья мужчины ушли на фронт. Возвратились немногие. Дети всегда помогали взрослым и дома, и на работе. Особенно в трудные военные годы, труд детей был так важен и необходим усталым матерям, работавшим не зная отдыха. Да и потом, когда отцы не вернулись с войны, подростки взяли на себя часть забот по хозяйству, стараясь хоть как-то облегчить тяжкую ношу овдовевших матерей.

Сегодня о деревне напоминают Котовские острова, куда ездят охотники и рыбаки.

Артемьев В.

 

Крупышево

Деревня Крупышево раскинулась двумя порядками домов на берегу реки Унжа, которая раньше протекала в двух километрах от деревни. Деревня была большая, больше пятидесяти домов, все семьи многодетные. Дети ходили в школу в деревню Журавлево. Население занималось животноводством и земледелием. Согласно переписи населения 1897 года в деревне проживало 196 душ обоего пола, а в 1907 году на 49 дворах жили 275 человек.

В 30-ые годы был образован колхоз "Работник". Первым председателем стал Сальников Николай Николаевич, а затем, вернувшийся с войны после ранения Кирюшин Андрей Васильевич. В деревне были свои кузница, конюшня, коровник, овчарня, птичник. Все располагалось рядышком. Трудно было во время войны и в послевоенное время тянуть на себе женщинам все это большое хозяйство. Мужчины ушли на фронт. Более тридцати человек не вернулись домой. Всех здоровых лошадей взяли на фронт, а сено и дрова для ферм и для себя приходилось возить на быках. На полевых работах тоже были задействованы быки, или впрягались сами вместо лошадей. Как и в других деревнях, мужчины шли зарабатывать отходничеством: валенки валять, да на лесосплав. Сыновья Левина Василия Довыдовича - Николай Васильевич, Капитон Васильевич и Василий Васильевич были хорошими портными, шили верхнюю одежду мужскую и женскую. Работали они дома и ходили по деревням. Самыми знатными шве-цами Нежитинского края была семья Левиных из деревни Крупышево. Работали они ладно и справно. Народ к ним шел, и сами они на базар с товаром выходили: шубы и тулупы пользовались большим спросом. Воду в деревне брали из колодца, который был под горой -"журавль", а еще был один "круглый" колодец в начале деревни. Огромным колесом вытягивали воду из большой глубины. Колодец был под крышей. Его работа была нарушена где-то в 60-х годах, ремонтировать его было некому.

по страницам библиотечных альбомов

 

Лиходомово

Деревня Лиходомово, в сорок с лишним домов, располагалась тремя порядками и четырьмя проулками в направление озера. Озеро состояло из двух "криулей", весной заполнявшихся вешними водами из реки Нёмды, которая бежала неподалеку. Летом середина между "криулями" пересыхала, образуя своеобразную перемычку. В озере купались. Вода была чистая, прозрачная, бабы полоскали там белье. Путь к озеру пролегал через овраг с удивительным названием "гусли". Между рекой Унжей и деревней Лиходомово протекала еще одна маленькая речушка Старка, где весной мужики, чтобы добыть рыбы, ставили "жаки" и "вентиля". Рыболовный промысел здесь был обычным делом.

В середине деревни стояла деревянная часовня с оградой, в которой были иконы. Местные жители молились в ней. Ходили и в село Исаково в Крестовоздвиженскую Церковь, которую закрыли в 1941 году. Деревня состояла как бы из двух частей: Малое Лиходомово - семь домов,и остальные дома, которые относились к Большому Лиходомову. Была в деревне кузница, мельница,которая работала на механическом движке. Кузница была у самой дороги, что было очень удобно.Колхоз назывался "Устье рек"из-за своего географического расположения, по весне он держал перевоз через реку Нёмду. Перевоз был паромным. Заведовал перевозом Малушков Василий, а Ольнев Леонид продавал билеты. Колхоз был богатым, поля давали хорошие урожаи. Две колхозные бригады имели своих лошадей для работ. Конюшня была одна, а кони стояли по разные стороны конюшни, в раздежку. Приблизительно на одну бригаду приходилось по десять лошадей, да еще имелись быки, на которых боронили пашню. Был свой коровник, где работало четверо доярок. В колхозе имелись птичник и свинарник.

Славилась своими корзинами из тала артель местных мастеров. Многие женщины вязали варежки из ваты (ниток), а готовую продукцию сдавали по назначению. Корзины, например, делали для совхоза "Маяк", в котором работали ссыльные немцы. Был большой ток, где околачивали лен и обрабатывали зерно.

Если в соседних деревнях отхожим промыслом у мужчин была "жгонка", то из Лиходомова мужики отправлялись зарабатывать на "весновку".

Смирнова Нина Николаевна

 

Вспоминает Нина Ольнёва:

 

«Был колхоз наш-«Устье рек,

 

Жило в нашем Лиходомове

 

Двести с лишком человек.

 

 

 

Сорок пять благоустроенных,

 

Крепких рубленых домов.

 

Для себя ,на жизнь построенных…

 

Сколько вложено трудов.

 

 

 

У кого-то  встали новые,

 

Ведь тогда ,после войны,

 

Пережив года суровые,

 

Были мы мечтой полны,

 

 

 

Как устроить жизнь  безбедную

 

Для себя и для  детей.

 

И не сразу нам поведали

 

Директивы от властей

 

 

 

Что из наших мест приказано

 

Будет дом снести родной,

 

Вывозить,куда указано…

 

Разогнали нас  водой.»

 

 

 

Михайлово

В деревне Михайлово по переписи населения за 1897 год проживало 155 жителей, а в 1907 году было 30 дворов и 163 жителя. Деревня расположена на правобережье реки Унжи, в двадцати километрах от г. Юрьевца.

Рядом с деревней бежала когда-то речка Исток, которая впадала в Унжу. В Истокерыбаки и мальчишки ловили рыбу, а за реку народ ходил на покосы. У этих покосов были свои названия, которые давно канули в лету: Попиха, Золотуха, лог Репища и другие.

Коров и телят тоже гоняли пастись за Унжу, перебродили ее и переплывали. Болотишко, что там затерялось, звали "Телячьим".Были в деревни свои местечки: Казенная гора, Новалок, Вострец, т.е.место для покоса, теперь заросшее лесом. Лес с западной стороны деревни назывался Запольё, а под горой с восточной стороны деревни размещались заливные луга. Два старых тополя и сегодня украшают деревенский пейзаж, о которых местная легенда гласит, что посажены те тополя, были еще при Екатерине Второй. В деревне два оврага, спуск к реке Унжа.

В старину многие деревенские мужчины, чтобы прокормить семьи, занимались "жгонкой", уходили на зиму в чужие края катать валенки, а по весне шли на "весновку", т.е. скатку леса с берегов Унжи для молевого сплава вниз по течению реки Унжи в Волгу. Но основным занятием михайловцев всегда было земледелие.

Первый колхоз образовался в 30-ые годы прошлого века. Первым председателем был Поспелов Алексей Васильевич. Вступали в колхоз по-разному: кто-то шел с неохотой и недоверием, а кто-то спешил войти в коллектив, так как сам ничего вырастить на своем участке не мог.

Вот, например, в семье Мешковых Анастасии Васильевны и Василия Николаевича было девять человек детей. В их хозяйстве имелось несколько лошадей, овцы, была своя земля, на ней постройки. Они первыми вступили в колхоз, отдав и лошадей, и сбрую к их упряжке, сельхозинвентарь, телеги, сани. Коров и овец отвели в колхозное стадо. Многие новоиспеченные колхозники приносили в колхоз - веревку…

В пятидесятые годы, в послевоенное время, в Михайлове было 24 дома, где проживало более 120 жителей, из них только детей было за семьдесят человек.

В деревне имелась своя кузница, большой ток, хранилища, конюшня до 15 лошадей, да еще быки, свои фермы коров и овец (до 100 голов), был и птичник (куры). В середине деревни стоял один общий колодец с "журавлем". Неподалеку был пруд в срубе, часто используемый для противопожарных целей. Мальчишки в нем купались летом.

В деревне была обетная часовня, в память об избавлении от засухи. С историей этой часовни связано возникновение местночтимого летнего праздника Мольба.

Во время войны председателем колхоза, который назывался "Борец", был Мешков Владимир Васильевич. Это были весьма непростые времена. На фронт во время войны мужчины ушли из каждого дома, а вернулись только шестеро.

по страницам библиотечных альбомов

 

Новоселки

Новоселки были Малые и Большие. В Больших Новоселках, согласно переписи населения 1897 года проживало 100 жителей, а в 1907 году на 24 дворах жили 120 человек.

Малые Новоселки размещались рядом, в них была своя кузница, колодцы, в 1907 году было 15 дворов, где проживало "57 душ мужского и женского пола".

Малые и Большие Новоселки разделял овраг. На горке стояла часовенка, где молились. Основными занятиями были животноводство и лесное хозяйство. Люди жили дружно, но особо богатых не было, если не считать семьи Крусина Александра Абрамовича. Это был лесник-объездчик, приехавший сюда с кордона Зеленищи. Крусиных раскулачили. В доме, где жили Крусины, расположилась почта. Дом был большим, двухэтажным, вместительным.

В годы великой Отечественной войны 1941-1945 гг. мужчины из Новоселок ушли воевать. Абрамов Александр Матвеевич погиб в Латвии, Боровиков Михаил Николаевич погиб под Ленинградом, Веденеев Иван Андреевич захоронен в Калининской области. Игнатьев Поликарп Арсентьевич, Чистяков Василий Алексеевич и Кудряшов Александр Александрович пропали без вести, Серпов Василий Яковлевич скончался в госпитале от ран. Некоторым повезло, и они возвратились домой: Кузьмин Василий Иванович, был награжден медалью "За боевые заслуги", Самойлов Михаил Кузьмич, Семьянов Иван Григорьевич, Серпов Александр Ефимович был награжден орденом "Красной Звезды" и медалью "За боевые заслуги".

Кузьмин А.Н.

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ .

 

 

 

О  ДЕРЕВНЕ  НОВОСЁЛКИ  (МАЛЫЕ И БОЛЬШИЕ )

 

 

 

Над оврагом деревушки

 

Встали , словно две подружки .

 

Хоть глубок меж них овраг –

 

Не разрознит их никак .

 

 

 

Хорошо узнать бы толком ,

 

Кто поставил Новосёлки

 

Над оврагом с двух сторон.

 

Был мудрец , должно быть , он .

 

 

 

Тот народ , кто жизнь здесь строил ,

 

Дорогого ,точно ,стоил :

 

Он дороги проторил  ,

 

Хлеб растил , сражался , жил ,

 

 

 

Охранял свои просторы :

 

Лес ,реку ,дубравы , боры ,

 

Не одну прошёл войну ,

 

За родную сторону .

 

 

 

Новосёлки на   Руси -

 

В областях  , где ни спроси :

 

В Ярославской , в Костромской ,

 

В  Вологодской и в Тверской

 

Где- то – Малые , Большие …

 

Где-то есть ещё  другие …

 

 

 

А над Унжею у нас 

 

В стали  рядом  в добрый час

 

Одни  -  Малые , другие –

 

Под названием – Большие .

 

 

 

И поныне деревушки

 

Здесь стоят ,как две подружки  .

 

Тракт проезжий – в стороне ,

 

А они , по старине  ,

 

Берегут тропинку  ту

 

По  нехитрому мосту ,

 

Что ведёт через овраг... 

 

Не разрознятся никак .

 

 

 

 За рекою–  лес   да  боры…

 

В заповедном  том лесу

 

Век за веком птичьи хоры

 

Славят Родины красу .

 

 

 

А на правом , вдоль реки,

 

У  приплёска   родники

 

Бел песок сыпучий  мыли ,

 

Новосельский берег рыли .

 

 

 

А на берег , до реки ,

 

Вспоминают старики ,

 

Из деревни тропка шла

 

На Попов ручей вела .

 

 

 

И , Бог весть , от коих пор

 

Под горой , меж двух озёр ,

 

Был проток – Попов ручей …

 

Много шло о нём речей ,

 

Но никто не знал ,он – чей .

 

 

 

Почему так назывался

 

Разузнать народ пытался

 

У старух ,  у стариков ,

 

У бывалых мужиков ,

 

 

 

Что на вымысел сильны .

 

Но загадка старины

 

Неразгаданной осталась

 

И случайно  мне попалась . 

 

 

 

Ну , а мне откуда знать ?

 

Где отгадку ту искать ?

 

Те озёра под горою

 

Вспоминают лишь порою

 

Лишь седые старики ,

 

Кто у маленькой реки

 

Жил  до Волжского разлива

 

На земле неприхотливо…

 

 

 

Ныне прошлых лет названья

 

Лишь легенды да преданья .

 

Но живуче в мире слово :

 

Хоть влились в село большое

 

Новосёлки в наши дни  ,

 

Но живут,  хранят они

 

Свои  древние названия,

 

Старины воспоминания …

 

 

 

А загадки без разгадки -

 

Старины большой закладки .

 

Ходят рядом ,   возле нас .

 

Ждут они свой звёздный час .

 

      

 

А о Малых Новосёлках ,

 

О забытой старине ,

 

Из истории на полке

 

От  людей открылась  мне

 

Весть  о маленькой часовне,

 

Что  о прошлом много помнит .

 

 

 

Помнит смуту этих мест .

 

Как с  часовни  сняли крест…

 

Без  креста  с тех пор  стоит .

 

Но крепка и держит вид  .

 

 

 

Кто хотел жить без креста ,

 

Канул в прошлые лета  ,

 

А часовенка стоит,

 

Православный мир хранит .

 

 

 

Ведь поставлена недаром :

 

В честь спасения от пожара …

 

Простояла сотни  лет …

 

В старину дал мир  обет ,

 

 

 

Чтоб   крещёный люд здесь жил ,

 

Чтоб молитву он творил ,

 

Проходя возле часовни ,

 

Той , что предков наших помнит ,

 

 

 

Тех , что жили  «от земли»,

 

И давно уже ушли …

 

Тот  народ , кто жизнь здесь строил ,

 

Дорогого ,точно, стоил :

 

Тракт проезжий он торил ,

 

Хлеб растил ,сражался , жил.

 

 

 

В те века и в те годины ,

 

Делом спаяны единым ,

 

Здесь селились наши предки,

 

Здесь пустили корни , ветки,

 

 

 

Дали нам святое право

 

Жить здесь  прочно  ,трезво , здраво.

 

И хранить , не загубить

 

Всех связующую нить .

 

 

 

Чтоб была у нас всегда

 

И доступная еда и ,целебная вода ,

 

 И доступная дорога  ,

 

И всего , чтоб было много

 

 

 

Для себя и для детей

 

И для внуков , и  гостей,

 

И для правнуков, чтоб было

 

Крепко  созданное    «жило»  (жильё )

 

 

 

Жили плотники здесь, жгоны ,  (сапоговаляльщики )

 

Столяры и плотогоны ,

 

Ложкари и кузнецы ,

 

И дублёных шуб швецы ,

 

 

 

Мастера лепить из глины ,

 

Из лозы плести корзины ,

 

Кузова из бересты …

 

  Ткали женщины  холсты

 

Изо льна на ткацких станах ,

 

Чтоб потом из тех холстов

 

Всей семье нашить  обнов :

 

Ребятишкам  рубашонки ,

 

Школярам для книг – котомки .

 

Всем – рубах для сенокосу :

 

Той  одежде нет износу …

 

 И в рубашечке льняной

 

Никакой не страшен зной

 

 

 

Вся семья для  сенокоса

 

Добрый день у Бога просит .

 

Мечут сено в стог мужья ,

 

Копны возят сыновья ,

 

Бабы сено ворошат ,

 

Девки , знай ,стога вершат …

 

 

 

Но не вспомнить не могу :

 

И старухи на стогу

 

Молодым дадут урок ,

 

Как картинку сладят стог .

 

 

 

Те старухи , старики

 

Были на руку легки :

 

Деловитые старушки

 

Вертят грабли , как игрушки,

 

Сено чисто подгребают ,

 

Ближе к стогу подгоняют .

 

 

 

А седые старики ,

 

Словно бравы мужики ,

 

Важно ходят вокруг стога

 

И следят за делом строго :

 

«Не дай ,Бог, тебе сынок ,

 

Кривобокий  сладить  стог .

 

Не таки у нас истоки –

 

Делать дело кривобоко .»

 

 

 

И ещё добавлю слов

 

Про умелых мастеров .

 

Мастерили мужики

 

Сети , хитрые  жаки ,

 

Снасти разные и бредни

 

На Истоке побродить ,

 

Щук зубастых половить…

 

 

 

Разве всё про них расскажешь-

 

Душу лишь разбередишь ,

 

Но всего не  воплотишь

 

В свой рассказ про предков наших ,

 

Живших здесь средь рек и пашен…

 

Дай ,Бог , словом помянуть

 

То ,что больше не вернуть .

 

 

 

Возвращаться вспять не надо

 

Жизнь ,сметая все преграды ,

 

Вечно вдаль ,вперёд идёт ,

 

За собой народ ведёт .

 

Кто уходит , кто приходит ,

 

Кто руками только водит ,

 

Всех потом помянет кто-то

 

В дни  усталости , заботы

 

И помолится в тиши

 

В храме собственной души

 

Или у святой часовни ,

 

Той ,что тех и этих помнит .

 

 

 

Те ,кто рядом с ней живут ,

 

Свято место берегут  :

 

К Божьим праздникам  с душой

 

У часовенки святой

 

Вкруг фасада всё почистят ,

 

И часовня глянет чисто

 

И светло ,как будто рада ,

 

Что у ней приличный вид ,

 

Что обет не позабыт .

 

 

 

А теперь  осталось только

 

Завершить про Новосёлки

 

То ль поэму ,то ль рассказ…

 

Что в них нового сейчас ?

 

 

 

Да  какие в этот век

 

Создал  блага человек

 

Для себя на месте том ,

 

Где их предок строил дом.

 

 

 

Доставал бадьёй он воду

 

Для питья , для огороду

 

Из колодца с колесом .

 

Рядом всё : колодец ,дом .

 

 

 

А теперь в деревне есть -

 

Греет душу эта весть -

 

Есть в домах водопровод ,

 

Есть отводы в огород.

 

 

 

И в деревне помнят свято ,

 

Чтобы жил водопровод ,

 

Отдавать за воду плату

 

Должен вовремя народ.

 

 

 

И ещё скажу  , что это

 

Тоже нового приметы :

 

Двухквартирные  дома

 

Здесь стоят ,как « терема».

 

 

 

Хоть людей живёт не ах

 

В двухквартирных « теремах» ,

 

Но гостей ,гостей ,гостей

 

«Изо всех из волостей »

 

Летом столько здесь  бывает ,

 

Что деревня оживает

 

И от детских голосов ,

 

От машин , от их гудков,

 

От всеобщего движения …

 

Вдруг   поверишь в возрождение

 

Жизни в этом уголке ,

 

Что на Унже на реке .

 

 

 

Есть здесь база « Холидей » -

 

Дом для отдыха людей.

 

Можно всем в любое время

 

Повседневной жизни бремя

 

Сбросить в этом уголке

 

На красавице  -  реке .

 

Покататься на лошадке ,

 

Прогуляться на байдарке ,

 

Поиграть здесь в волейбол ,

 

Выйти в поле на футбол

 

 

 

Здесь и свадьбу можно справить ,

 

День рождения , юбилей .

 

Встречу класса ….,  близких память ,

 

Всё устроит «Холидей ».

 

 

 

Даже были здесь китайцы ,

 

В  «Холидее » этом райском .

 

Отдыхали москвичи ,

 

Ярославцы , псковичи .

 

 

 

На большой реке купались ,

 

На коне верхом катались .

 

Рыбу удочкой ловили ,

 

В тёплой речке ноги мыли .

 

 

 

И для местных , новоселян ,

 

В  «Холидей » в любое время

 

Не  закрыт на базу вход .

 

Приходи , честной народ ,

 

На футболе пеоболеть

 

Или просто посмотреть

 

На цесарок , кур , корову ,

 

На овечек и на коз…

 

Не возьмут за это спрос .

 

 

 

Под конец добавлю малость –

 

Новый век встречать осталось

 

Здесь всего шесть человек…

 

Дай-то ,Бог, им добрый век ,

 

Чтоб на этом самом месте

 

Много  лет прожить всем вместе

 

В четырёх жилых домах

 

И в заботах ,и в делах .

 

 

 

На родной своей горе

 

Стать примером детворе ,

 

Что в округе подрастает

 

И не  ведает ,не знает  ,

 

Хоть пройди весь белый свет ,

 

Но дороже счастья нет –

 

Жить в местах ,где ты родился

 

И для дела пригодился .

 

 

 

 О НОВОСЕЛЬСКИХ ТОПОЛЯХ  (Малые Новосёлки.)

 

 

 

То  ли памятник природный  ,

 

То ли плод молвы народной ,

 

Встали братья-тополя ,

 

Смотрят в даль , в леса , в поля .

 

 

 

То вершинами кивают  ,

 

Т о , как будто подпирают ,

 

Как атланты  , небеса…

 

 Малой родины  краса .

 

 

 

В них есть тайна той деревни ,

 

Когда Русь считалась  Древней.

 

Лишь они хранят для нас

 

Княжьей милости указ :

 

 

 

«Насадить в сырых селениях

 

Тополя для осушения .

 

И велеть всему народу

 

Возрастить здесь огороды .»

 

 

 

Мать-кормилица Земля

 

Прирастила тополя ,

 

На себя взяла заботу ,

 

Осушила здесь болото .

 

И пошла здесь жизнь народа

 

На земле , на огородах .

 

 

 

Тополя же , те  «атланты »,

 

Новосельские  гиганты,

 

И поныне здесь стоят

 

Да на новый век глядят .

 

 

 

Мытищи

Деревня изначально находилась недалеко от реки Желниха в поле. Это поле и сегодня называют "одвороками". Хозяйки деревни ездили стирать белье на Унжу. Место им очень понравилось, и в скорости сюда перебралась вся деревня. Скорее всего название деревни "Мытищи" произошло от слова "мыт", дань, налог, который брали жители с проезжающих по лошадному тракту, выложенному камнем, т.к. дорога разместилась на крутом яру. Эта каменная дорога веками поддерживалась жителями Мытищ.

Деревня была добротная - 72 двора, где жили своей жизнью около трехсот человек. В деревне был свой колхоз, под названием"Унжак", председателем колхоза был Уваев Василий Архипович, а бригадиром Демидов Федор Иванович. Дом Уваева показался интересным современникам и потому он был перевезен в Кострому, где занял достойное место в музее деревянного зодчества, как, впрочем, и дом Серова. Еще один красивый дом лесопромышленника Лукоянова Виктора Алексеевича, раскулаченного в 30-ые годы, до сих пор стоит в деревне. в деревне была заложена часовня. Эта святыня и по сей день стоит. Оберегали ее всем миром. Особую благодарность народ высказывал хранительнице часовни в трудные времена гонений за веру - Николаевой Клавдии Васильевне.

Жили в деревне дружно. По весне мужики жгонить ходили. Известные умельцы-пимокаты: братья Демидовы Федор и Алексей, Фомины Константин и Григорий, Антонов Василий Иванович.

После войны, в 1947 году, мастер Матвей (из Сокольского) под горой стал изготавливать хороший красный кирпич по особой технологии. Этот кирпич был прочным и пользовался спросом у населения.

Была в деревне и своя кузница, в которой работал молодой парень Миша. Ловким был и знатным кузнецом.

В деревне Мытищи родился Антонов Николай Евдокимович, 1878 г.р. Сын крестьянина. Выпускник церковно-приходской школы, который членом Второй Государственной Думы Российской империи съездом уполномоченных от волостей Костромской губернии, впоследствии,Член конституционно-демократической фракции Думы.

Горохова Анастасия Константиновна